• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Всякий раз, когда руки простирает он в щедрости, рассыпает во все стороны серебро и золото"

Время чтения: 4 мин
1797

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 84. Разъяснение того, что юноша спросил у старца: «О старец, времена повидавший и весь мир обошедший! Расскажи, что ты видел из диковин, дабы стало известно»

 

Один спросил у шейха великого: «О повидавший бесчисленное [множество] дней и ночей!

Расскажи, что в мире видел ты из диковинного.
Расскажи слуге [своему], дабы стал он разыскивать.

Сказал ему старец: «Много есть диковин.
Появляются они в мире благодаря Аллаху.

В мире много [земель] я обошел,
Не одну, а много диковин я повидал.

Румиец и негр (день и ночь – прим. ред.) ходят вместе.
Оба они не отделятся друг от друга.

Словно мед и молоко они смешались.
Оба они радостны, а не в печали пребывают.

Откуда они появились в этом мире?
Лик показали людям они из сокровенного.

То правит негр, то правит румиец,
Принимать румийца за негра – это незрелость.

Эти две противоположности в одном кафтане и рубашке находятся.
Одна сущность проявилась в двух телах.

Царство востока Аллах дал ему (румийцу – прим. ред.),
Свободное от жары, холода и [месяца] дей (то есть зимней стужи – прим. ред.).

Удивительный царь, юноша луноликий он,
Правящий страной своей. Власть ему принадлежит.

Когда из воротника высовывает он лик красивый,
У людей благодаря ему имеется пища для сердец.

Всякий раз, когда руки простирает он в щедрости,
Рассыпает во все стороны серебро и золото.

Царством его восток является, он есть царь восточный.
Пойми ты, если познавшим являешься, кем является тот царь.

Благодаря бытию его миру была явлена щедрость
С того времени, когда он благодаря Истинному (Хак) возник.

Разве людям без него где-нибудь будет облегчение?
Ибо Аллах в него эту природу заложил.

Когда тот царь появляется на небе,
Благоденствие возникает в мире.

Когда царь румский совершает такое деяние,
Царь негритянский голову поднимает из-за засады.

Возникает у людей покой,
Освобождается и очищается народ от смуты.

Все угнетенные спасаются от угнетателей,
Когда царь негритянский показывает лик явственно.

Звери и птицы повсюду
Успокаиваются все по велению Божьему.

Увидел я румийца и негра [занятыми своим] делом»,
- Сказал это старец юноше избранному.

В удивление пришел тот друг дорогой.
Одна сущность, о диковинный, а двумя вещами [является].

Когда он некоторое время в размышление о них погрузился,
Тот юноша старику снова сказал: «Скажи, кто такие румиец и негр?

Что представляют собой эти диковины?
Кем они являются?».

Уста раскрыл тот старец властный и юноше
Сказал: «Послушай, о юноша удачливый!

Эти двое царями являются, что мир поедают.

Эти два царя весьма диковинными владыками являются.
Противоположны они друг другу, [но] товарищами близкими друг другу приходятся.

Такое диво никогда не рождалось из небытия.
С того времени, как человек появился,

С тех пор, как Истинный (Хак) два мира сотворил.
Эти два царя делами заняты денно и нощно.

Румиец и негр вместе [находятся] – чудное дело!
Жизнь нашу они расходуют,
Когда укрывают нас от этого мира.

Поскольку они вместе находятся и смешаны друг с другом,
Люди из-за них радуются и грустят».

Сказал старец еще раз юноше:
«Спроси у друга [Аллаха] об этом смысле, [так и] знай!

У друга [Аллаха] есть чудотворства и чудеса.
Спасут они тебя от этой боли и тоски.

Этих двух царей ты также узнаешь из слов его,
Когда расскажет он тебе во всех подробностях».

Юноша ушел и пришел к другу [Аллаха],
Дабы стать благодаря ему обладателем сердца.

Друг [Аллаха] сказал юноше:
«О, юноша! Если этих двух царей не знаешь ты, то узнай.

Они не цари, а ворами являются.
Воры, непременно, в этой темнице находятся.

Румийцем и негром являются эти день и ночь.
О, юноша! В них нет больше ничего удивительного.

Оба они из целесообразности,
Будучи сущностью единой, двумя качествами кажутся.

Царь этих двоих является царём и султаном нашим,
Пречистым от земли и небес.

Оба мира сотворил Он из небытия.
Все, что пожелает, делает постоянно.

Эти два царя в подчинении у Него находятся,
Оба они, подобно ворам, в этой темнице Его томятся.

Разумом является тот старец, если тебе известно.
Тем юношей, в конце концов, являешься ты.

Посмотри на себя! Ты еще удивительнее этих двоих,
Если из того мира ты, то здесь ты чужак.

Прежде, чем эти два царя грабеж учинят,
Семь членов у тебя вырвут,

Развод дай, от них обоих освободись!
О, сын халифа! Оставь тех двух царей!

Голову положи у чертога Царя царей,
Который этих двух царей сделал правителями в мире.

Если хоть немного почувствуешь запах того Царя,
После этого станет дозволенным для тебя владычество.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle