«Впредь тебе не разрешается жениться на других женщинах»: история ниспослания аята
Фото: as-artmedia / shutterstock.com/ru.
لَا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاء مِن بَعْدُ وَلَا أَن تَبَدَّلَ بِهِنَّ مِنْ أَزْوَاجٍ وَلَوْ أَعْجَبَكَ
حُسْنُهُنَّ إِلَّا مَا مَلَكَتْ يَمِينُكَ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ رَّقِيبًا
«Впредь тебе не разрешается жениться на [других] женщинах и заменять их новыми женами, даже если их красота тебя поразит. Исключение составляют невольницы. И от Аллаха не скроется ничего» (Ахзаб, 52).
Согласно риваяту Ибн Саʼда от Икримы, после того, как был ниспослан аят, повелевающий Пророку ﷺ поставить своих жен перед выбором между этим миром и Аллахом, Его Посланником и благами ахирата, и они сделали свой выбор, отдав предпочтение Аллаху, Его Посланнику и благам Последней обители, Аллах Всевышний ниспослал этот аят: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница» (Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 76).
«Это лучше, чтобы они радовались и были довольны тем, что ты им даешь»: аят о женах Пророка ﷺ
Однако позже, еще при жизни Пророка ﷺ, Аллах Всевышний отменил этот запрет. Несмотря на это, Посланник Аллаха ﷺ больше не женился ни на одной женщине, кроме своих жен, отдавших предпочтение Аллаху и Его Посланнику, когда он предоставил им право выбора (Для получения более подробной информации по этой теме см.: Ибн Касир, Тафсир аль-Куръан аль-Азим, VI, 438-439).
Ибн ‘Аббас говорил об обстоятельствах ниспослания части аята: «…даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам…», что это было связано с Асмой бинт Умайс. После смерти ее мужа Джафара ибн Абу Талиба, Пророк ﷺ пожелал жениться на ней, и был ниспослан этот аят. Однако Куртуби сообщал о слабости этого хадиса (См.: “Аль-Джамиуль-Ахкам аль-Курьан”, ХIV, 142).
Из книги «Асбабун-Нузуль»