Услышав эту суру, монахи расплакались
Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com
Сура «Марьям» была ниспослана после суры «Фатыр» и является мекканской. По сведениям Мукатиля рахимахуллахи, все аяты суры «Марьям», за исключением аята: «Они – те, кого Аллах наделил благами: пророки, потомки Адама. Их Мы перенесли [и спасли] вместе с Нухом [на ковчеге]. Они – [также] потомки Ибрахима и Исраиля [Якуба]. Их Мы наставили [на верный путь] и избрали [среди всех прочих людей]. Когда им читали аяты Милостивого, они падали в земном поклоне и плакали», – который был ниспослан после переселения первых мусульман в Эфиопию, были ниспосланы в Мекке (Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 16/56-57).
Угрозы в отношении неверующих: история ниспослания суры «Саба»
Имам Джаляледдин ас-Суюти же писал, что помимо вышеупомянутого, в Медине также был ниспослан и 71-й аят суры «Марьям», который гласит: «Каждый из вас [людей] войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа» (Имам Джаляледдин ас-Суюти, аль-Иткан фи Улюм аль-Куръан, 1/61).
По сведениям муфассира Хибатуллаха же, все аяты суры «Марьям», за исключением аята: «После них пришли потомки, которые перестали молиться и стали следовать страстям [стали грешить]. Все они столкнутся со злом [и попадут в Ад]. Исключение – те, кто [до смерти] раскаялся, уверовал и совершал хорошие поступки. Они войдут в Рай, и с ними не обойдутся несправедливо [наградят их по заслугам]» («Марьям», 59-60), – были ниспосланы в Мекке (Абу аль-Фарадж Джамаледдин ‘Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи, Зад аль-Масир фи ‘Ильм ат-Тафсир, 5/204).
Фото: godongphoto / shutterstock.com/ru
В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который в своем «Муснаде» приводит имам Ахмад ибн Ханбаль, а также в риваяте от Умм Салямы, который приводит в своем тафсире Ибн Исхак, говорится, что начало этой суры Джа‘фар ибн Абу Талиб радыяллаху ‘анху зачитал эфиопскому царю Наджаши (Ибн Касир, Тафсир аль-Куран аль-‘Азым, 5/205).
Этот случай подробно описывается в риваяте, который приводит в своем тафсире имам Куртуби, где говорится, что после поражения в сражении при Бадре курайшитские многобожники отправили к Наджаши ‘Амра ибн аль-‘Аса и ‘Абдуллаха ибн Абу Раби‘у с требованием выдать им укрывающихся у них мусульман. Однако, когда Джа‘фар ибн Абу Талиб радыяллаху ‘анху в присутствии епископов и монахов зачитал Наджаши начало суры «Марьям», и все присутствовавшие расплакались, – курайшитским гонцам пришлось возвратиться ни с чем (Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джами‘ ли Ахкям аль-Куръан, 11/50). Это указывает на то, что первая часть суры «Марьям» была ниспослана в мекканский период.
Из книги «Асбабун-Нузуль»