• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Уроки суры ан-Ниса: «Шайтан хочет увести их далеко (от истинного пути)»

Время чтения: 4 мин
1422

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُواْ إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُواْ أَن يَكْفُرُواْ بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيدًا (60)

«Разве ты (о Мухаммад) не видел тех, кто ложно полагает, что уверовал в ниспосланное тебе и в ниспосланное (пророкам) до тебя, при этом они хотят обратиться за судом к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан хочет увести их далеко (от истинного пути)» (Ан-Ниса, 60).

В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что однажды между сахабом из числа ансаров по имени Кайс и одним иудеем вышел спор. Но вместо того, чтобы обратиться для разрешения этого спора к посланнику Аллаха ﷺ, они пошли к мединскому предсказателю. И тогда был ниспослан этот аят.

На каких женщинах запретил жениться Аллах в Коране?
Посланник Аллаха ﷺ отправил туда Марсада ибн Абу Марсада Канназа аль-Ганеви. О приезде Марсада в Мекку услышала и одна женщина по имени Анак, которая во времена джахилии (невежества) была его подругой.
29.06.2022
5123

Иудей, зная, что посланник Аллаха ﷺ  не вынесет несправедливого решения, предлагал обратиться к нему, тогда как тот второй человек, считавший себя мусульманином, не согласившись сказал: «Нет, пойдем к предсказателю». В связи с этим и был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 112).

Имя этого мунафика Бишр, а предсказателя, к которому он обратился вместо посланника Аллаха ﷺ, звали Ка`б ибнуль-Ашраф. В то же самое время этот случай послужил причиной ниспослания 48-го аята суры ан-Нур (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 231).

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: Аль-Джулас ибн Самит, Муаттиб ибн Кушайр, Рафи ибн Зейд и Бишр утверждали, что стали мусульманами. Однажды между ними и другими людьми из их народа возник конфликт. Мусульмане из числа их народа предложили им для решения конфликта обратиться к посланнику Аллаха ﷺ. Тогда как эти четверо призвали мусульман из числа своего народа обратиться за решением к предсказателю. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

Этот риваят приводят Ибн Аби Хатим, Ибнуль-Мунзир и Ибн Исхак (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/580; Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 68).

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан по поводу конфликта между иудеем и мунафиком, и что одним из действующих лиц этой истории был Умар ибн Хаттаб.

«Не возлагает Аллах на человека того, что не в его силах»
«Аллаху принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Раскроете ли вы то, что у вас в душе, или утаите – Аллах потребует с вас отчет за это»
06.07.2022
2010

В этом риваяте сообщается: между одним иудеем и мунафиком по имени Бишр, возник конфликт. Иудей сказал: «Пойдем к Мухаммаду». Мунафик же сказал: «Нет. Пойдем к Ка`бу ибнуль-Ашрафу».

Аллах Всевышний в Коране называет Ка`ба ибнуль-Ашрафа «Тагут». Иудей продолжал настаивать на том, чтобы обратиться за решением только к посланнику Аллаха ﷺ, тогда мунафик нехотя уступил ему.

Придя к посланнику Аллаха ﷺ они рассказали ему суть конфликта. Посланник Аллаха ﷺ вынес решение в пользу иудей. Когда они вышли от него, мунафик схватил иудея и сказал: «Я не согласен с этим решением, идем к Абу Бакру». Они пошли к Абу Бакру, но и он вынес решение в пользу иудея.

Мунафик будучи недовольным и решением Абу Бакра, сказал: «Идем к Умару ибн Хаттабу». Они оба отправились к Умару. Придя к нему, иудей сказал: «О, Умар! Между мной и этим человек произошел спор. Мы обратились за решением к Мухаммаду, и он вынес решение в мою пользу. Но этот человек не согласился с этим решением, и пожелал обратиться к тебе, и он буквально повис на мне, и мне пришлось прийти вместе с ним к тебе».

Умар обратившись к мунафику, спросил: «Все так и было?». Получив утвердительный ответ, он сказал, обращаясь к ним обоим: «Подождите немного здесь, пока я не выйду к вам». Он зашел к себе домой и взял свой меч. Вернувшись обратно, он убил мунафика, сказав: «Таково мое решение в отношении тех, кто недоволен решением Аллаха и Его посланника».

Иудей же убежал, испугавшись, что Умар убьет и его. И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты, вплоть до аята: «Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65). Затем пришел Джибриль и сказал: «Умар отделил истину от лжи». И после этого, Умара стали называть «аль-Фарук» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 112-113; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/170-171).

Вне зависимости идет ли речь о конфликте двух мусульман, или о конфликте мусульманина с не-мусульманином, во всех этих риваятах указывается одно и то же место, куда необходимо обращаться для решения этого конфликта, поэтому имеющиеся в этих риваятах различия не имеют большого значения. Кроме того, нельзя исключать вероятности того, что все эти случаи происходили приблизительно в одно время, возможно даже, что в один день, и что после каждого из этих случаев ниспосылался этот аят.

Фото: shutterstock.com.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle