«Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него»: история ниспослания суры «Аль-Касас»
Фото: Ислам-тудей.
Согласно риваяту от Хасена, Тавуса и Икримы, это мекканская сура, то есть была ниспослана в Мекке. Также в ней имеются аяты, ниспосланные в Медине.
Мукатил говорит, что мединскими являются следующие аяты:
«Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Куръан)».
«Когда им читают его, они говорят: «Мы уверовали в него! Это – истина от нашего Рабби. Мы и прежде были мусульманами».
Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы. Они отвращают зло добром и расходуют из того, чем Мы наделили их».
«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» (аяты 52-55).
«Они не властны принести вред или пользу даже самим себе»: история ниспослания суры «Фуркан»
Эти аяты и последние аяты суры «Хадид» были ниспосланы о прибывших к Пророку ﷺ и увидевших события при Ухуде людях Неджаши (негуса Абиссинии).
В другом дошедшем от Ибн ‘Аббаса риваяте сказано, что эти аяты были ниспосланы в то время, когда Пророк ﷺ вышел из Мекки с целью совершить хиджру в Медину, в местности под названием Джухфа.
В риваяте же Медаини его собственным иснадом от Йахъи ибн Салляма сказано, что в Джухфе были ниспосланы вовсе не эти аяты. Аят, ниспосланный там во время хиджры, это 85-й аят этой суры.
Фото: Ислам-тудей.
Когда Посланник Аллаха ﷺ покинул Мекку с целью совершить хиджру в Лучезарную Медину и доехал до Джухфы, явился Джабраиль и спросил: «Эй, Мухаммад, соскучился ли ты по родной Мекке?»
Наш Пророк ﷺ ответил: «Да». После чего Джабраиль прочел аят:
«Тот, кто ниспослал тебе Куръан и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения…» (85-й аят) (Алуси, XX, 41).
Некоторые другие говорили, что мединской является только этот 85-й аят:
«Тот, кто ниспослал тебе Куръан и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения. Скажи: «Мой Рабби лучше знает, кто принес верное руководство, а кто находится в очевидном заблуждении» (Рази, XXIV, 224).
С точки зрения очередности ниспослания, эта сура была низведена после суры «Намль» (Алуси, XIX, 154).
Из книги «Асбабун-Нузуль»