• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Стоит ли подавать всякому, кто у вас просит денег?

6017

Попрошайничество с точки зрения ислама

Попрошайничество с точки зрения ислама

Все из нас, наверное, сталкивались с подобным явлением – бедно одетые люди, сидящие и стоящие в подземных переходах, на остановках, возле магазинов, которые с жалостливым видом выпрашивают у прохожих деньги – «помогите, нечего есть, на хлеб не хватает, домой доехать не на что, дети болеют» и тому подобное.

Многие из нас, не задумываясь, лезут при виде них в карман за деньгами – даже люди совсем не сентиментальные, видимо, испытывая при виде человека, который оказался в таком явно бедственном положении, скрытый стыд за свою хорошую жизнь и успешность.

Подобных попрошаек можно во множестве встретить в виртуальном пространстве – кто-то забрасывает группы в социальных сетях фотографиями больных детей с просьбами помочь собрать на лечение, кто-то рассказывает откровенно бьющие на жалость истории – «муж умер, осталась одна с тремя детьми, нечем платить за квартиру». И добросердечные люди также бросаются перечислять деньги на карту сбербанка или номер телефона, который указывается в таком «крике души».

Но все ли просящие подаяние действительно нуждаются в помощи или это просто хитрые мошенники, играющие таким образом на людской жалости?

Стоит ли подавать всякому, кто у вас просит денег?

Известно, что нищенство и попрошайничество – это очень доходный бизнес, который существовал в человеческом обществе испокон веков. Еще в средние века в Европе были целые корпорации или гильдии нищих, которые делили между собой все самые доходные места в городах, умели подделать любое уродство – превратив за полчаса здорового и красивого человека в вызывающего жалость калеку, владели стандартными приемами манипуляции не хуже профессионального психолога – знали, к кому как обращаться и о чем просить, на кого из людей скорее подействует рассказ о тяжелой жизни, а на кого – о неизлечимой болезни. В Индии и в других азиатских странах до сих пор существуют целые деревни нищих, где это ремесло передается на протяжении сотен лет от отцов к детям.

Так что имейте в виду – далеко не всякий человек, который протягивает вам в метро или в переходе табличку с безграмотным текстом о помощи или рассказывает жалостным голосом о своих бедах, действительно нуждается в этой помощи. Наоборот, это чаще всего профессиональный мошенник, который прекрасно знает о вашей слабости и умело ей пользуется.

Особенно охотно подают нищим религиозные люди, поскольку всякая религия поощряет человека к добрым делам и благотворительности, к помощи неимущим и попавшим в беду. Поэтому особенно много таких попрошаек стоит возле храмов – мечетей или церквей. Здесь действует расчет на то, что пришедший помолиться человек будет особенно жалостливым и добрым, ему стыдно будет отказать просящему «ради Аллаха» или «ради Христа».

5 вопросов, которые нужно задать себе перед тем, как дать садака

5 вопросов, которые нужно задать себе перед тем, как дать садака

Специалисты даже попытались вывести определенные признаки – по которым можно различить, в самом деле человек нуждается в помощи или пытается спекулировать на вашей жалости. К примеру, на самых «доходных» местах города (возле больших станций метро, на рынках, оживленных подземных переходах, в поездах метро и электричек) обычно стоят и побираются нищие-профессионалы, которые за это место заплатили.

Если видите людей, которые ходят или сидят с табличками, на которых вкривь и вкось, большими буквами и с ошибками написано, что у человека кто-то умер, болеет, негде переночевать - таким образом также работают «специалисты» в бизнесе побирушек. Все это приемы, которые призваны «бить на жалость» – кое-как от руки сделанная надпись, нарочито грязная и неряшливая одежда (вот до какого отчаяния дошел человек, что ему и помыться негде!), монотонный однообразный текст просьб («братья и сестры, помогите, кто сколько может, сами мы не местные») – явные признаки нищих ненастоящих, мошенников.

Калеки на костылях – увы, также бывают задействованы в нищенском бизнесе. Обычно это опустившиеся алкоголики, которые должны большую часть заработанного отдавать своим покровителям. Давая им деньги, вы их проблем не решите.

Мало-мальски наблюдательные люди замечают одних и тех же людей в разных точках города на протяжении многих лет – где они все это время рассказывают о больных детях (которые, однако, уже столько лет живы), никак не могут уехать в родные места, изображают мнимое уродство – которое тут же проходит, как только попрошайке кажется, что его никто не видит.

Вот, к примеру, что говорят люди, которые несколько раз наблюдали подобное перевоплощение мнимых калек:

«В салон троллейбуса зашла нищенка с палочкой – якобы с больной ногой и хорошо поставленным жалобным голосом завела: «Подайте Христа ради люди добрые». Мы сидели в конце салона, поэтому в ожидании остановки она остановилась прямо напротив нас, достала из кармана телефон и начала о чём-то бодро говорить. Остановка, двери открываются, она твердой походкой выходит из салона».

«Возле нашего офиса каждый день сидит человек в коляске – якобы он инвалид. Однако, каждый вечер он уходит на своих ногах».

О достоинстве отказа от просьб в исламе

О достоинстве отказа от просьб в исламе

Как относится к попрошайничеству наша религия?

Известно, что верующий человек должен зарабатывать на жизнь честным трудом, если у него есть хотя бы малейшая возможность для этого. Пророк (мир ему и благословение) говорил мусульманам, что лучшие средства для человека – это которые заработаны его собственным трудом. Попрошайничество унижает человеческое достоинство, а уж профессиональное нищенство – грех вдвойне, поскольку такой человек не только бездельничает вместо того, чтобы приносить пользу обществу, но и еще прибегает к обману других людей, рассказывая им вымышленные истории о своих несчастьях.

Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Попрошайничество того, кто не нуждается в этом, будет позором на лице его в Судный День» (Аль-Джами ас-сагыр).

В другом хадисе рассказывается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел человек с просьбой о помощи. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что-нибудь дома?». Человек ответил: «Да, Посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду».

Пророк сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?».

Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем Пророк сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Пророк передал деньги просящему человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор и принеси его мне».

Человек пошел, купил топор, и вернулся к нему. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубил дров и продал их.

Когда он снова пришел, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

Как мы видим, даже откровенно нуждающемуся человеку был указан способ, как он может заработать себе на жизнь, а не заниматься попрошайничеством.

3 случая, когда мусульманину допустимо просить милостыню

3 случая, когда мусульманину допустимо просить милостыню

Как же быть, если вы встретили человека, который вам кажется действительно нуждающимся, и вы хотите ему помочь?

Обратите внимание на то, где человек стоит или сидит, и как себя ведет. Как мы уже говорили, самые удобные места обычно занимают нищие-профессионалы, поскольку за эти места нужно платить. Так что человек, имеющий реальную нужду будет стоять в незаметном, безлюдном месте. Также профессиональный нищий нахален, он назойливо протягивает руки к прохожим, может останавливать их, заглядывать в глаза.

Действительно нуждающийся человек будет стоять скромно, опустив глаза – поскольку ему очень стыдно обращаться за помощью. Такие люди не держат перед собой табличек, если и говорят что-то, то тихо, еле слышным голосом (Подробнее: Кому действительно необходимо подавать милостыню?).

Если к вам подошел человек и просит на конкретные нужды, не давайте деньги, а предложите пойти с ним в магазин и купить ему продукты (приобрести ему билет и отправить его на родину). Если отказывается, а просит именно денег, значит, он либо нищий-профессионал, либо алкоголик, который таким образом собирает на порцию спиртного.

Если вы предпочитаете давать всякому человеку, который у вас просит – боитесь, что пройдете мимо реальной нужды, вас мучает совесть, что вы оказались жадным и бессердечным, не подав нищему, - в этом не будет большого греха, поскольку вы не можете знать, насколько данный человек нуждается.

Если он обманщик и просто использовал вашу жалость – это его вина перед Богом, ведь истину знает только Всевышний. Но, тем не менее, следует быть рассудительным и осторожным – ведь помогая обманщику, вы косвенным образом поощряете его к дальнейшему обману. Так что, если у вас есть свободные средства, помогайте тем, кто в них в самом деле нуждается – найдите таких людей через благотворительные фонды, больше общайтесь с соседями и сослуживцами – возможно, кто-то из них также в трудной ситуации, а попросить о помощи стесняется. Ведь по-настоящему несчастные люди скромны и деликатны, они не будут одолевать вас назойливыми просьбами.

Дуа Пророка (мир ему), которую нужно читать и бедным, и богатым

Дуа Пророка (мир ему), которую нужно читать и бедным, и богатым

Подавая же случайным людям, мы успокаиваем свою совесть – вместо того, чтобы проявить инициативу и найти реально нуждающихся, мы проявляем лень и равнодушие. Если же потратите немного труда в этом вопросе, тогда вы сделаете поистине богоугодное дело, оказав помощь тому, кому она была в данный момент необходима.

Анна (Муслима) Кобулова

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика