«Среди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, стоя на краю пропасти...»
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَعْبُدُ اللَّهَ عَلَى حَرْفٍ فَإِنْ أَصَابَهُ خَيْرٌ اطْمَأَنَّ بِهِ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ انقَلَبَ عَلَى وَجْهِهِ خَسِرَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةَ ذَلِكَ هُوَ الْخُسْرَانُ الْمُبِينُ
«И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]. Если ему хорошо [он здоров и обеспечен], то он чувствует себя уверенно. Но если его постигает испытание [болезнь, бедность и т.д], то он возвращается назад [к неверию]. Он проиграет как в этом мире, так и вечности [из-за своего неверия]. Это [будет] явный ущерб!» (аль-Хадж, 11).
Относительно аята: «И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]…» Ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху передает: «Человек (не являющийся жителем Медины) приходит в Лучезарную Медину (становится мусульманином), и если после этого его жена родит мальчика или лошадь ожеребится, то он говорит: «Оказывается, это правильное верование». Но если его жена не родит, у кобылы не появится жеребенок, то он скажет: «Очевидно, это плохое верование» (Имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 22/2).
«Среди людей есть те, кто следует за каждым восставшим шайтаном»
Хотя в этом приведенном у имама аль-Бухари сообщении прямо и не указывается, что это событие стало причиной ниспослания этого аята, но сама манера изложения хадиса позволяет сделать такой вывод. Это подтверждается и другими похожими риваятами, дошедшими от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху.
К примеру, сообщение Ибн Абу Хатима, переданное от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, таково: «Некоторые люди из бедуинов приходили к Пророку ﷺ и становились мусульманами. Если по возвращении в свои земли год оказывался изобильным: с дождями, если у животных бывал хороший приплод, то они говорили: «Какая же святая эта наша вера!», и крепко хватались за нее. Но если их ждала засуха, плохой приплод и год общей нужды, то они говорили: «В этой нашей религии нет ничего благого».
В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку аяты: «И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]…» (Имам ат-Табари, внп, XVII, 94; Ибн Касир, внп, V, 396).
В риваяте, переданном Атией от Абу Са‘ида аль-Худри радыяллаху ‘анху, повествуется следующее: «Один иудей стал мусульманином, и после этого он ослеп, потерял свое добро, и к тому же у него умер сын. Посчитав, что ислам принес ему одни несчастья, он пришел к Пророку ﷺ и сказал: «Расторгни наши договоренности, отмени мое мусульманство». Пророк ﷺ ответил: «Ислам нельзя отменить».
Тот продолжал: «В этой своей вере я не обрел ничего хорошего; из-за нее я потерял зрение, имущество и своего ребенка». Пророк ﷺ сказал: «Эй, иудей! Ислам избавляет людей от грязи, как огонь очищает от грязи железо, серебро и золото». И затем он прочел этот аят (Вахиди, внп, стр. 216).
Согласно другому риваяту, дошедшему от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, также говорилось, что в аяте речь идет о Шейбе ибн Раби‘а. В доисламский период он придерживался близких к исламу взглядов. Но после того, как Мухаммад ﷺ стал пророком, Шейба ибн Раби‘а отрекся от единобожия (Алуси, внп, XVII, 124).
Фото: elements.envato.com/ru
Автор: Islam Today