• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Согрешу, а потом покаюсь..."

Время чтения: 7 мин
11374

Моя хорошая подруга вспоминала, как несколько лет назад она отдыхала в одной ближневосточной стране. Она тогда еще не была мусульманкой, однако ее даже тогда поражали нравы некоторых людей, которые называли себя мусульманами.

Поскольку девушка она красивая, за ней наперебой ухаживали местные молодые люди – приглашали в кафе или на пляж, намекали на более близкие отношения. Однако, она, будучи человеком нравственным и порядочным, указывала им на несоответствие их поведения с тем, чему учит их религия – когда они употребляли алкоголь, курили и хвастались своими победами над женщинами.

В ответ она слышала весьма удивившие ее оправдания: «Да, это, конечно, грех, но ведь Аллах милостив – вот наступит месяц Рамадан, будем держать пост, ходить в мечеть, и Он нас простит». Излишне говорить, что, когда Рамадан заканчивался, эти же молодые люди вновь принимались за свои «подвиги».

Нечто подобное приходилось слышать и от других мусульман. К примеру, от тех, которые занимаются торговлей. Они не стеснялись обвешивать или обсчитывать покупателей, оправдываясь тем, что они регулярно ходят в мечеть и просят прощения за свой грех. А если они вновь возвращаются к этому же греху, то что здесь такого – ведь для этого и существует покаяние.

Иными словами, многие люди считают вполне уместным грешить и каяться, совершать какие-то явно нехорошие поступки в расчете на то, что они попросят прощения, Бог их простит – и можно опять приниматься за старое. Ведь прежние грехи прощены – а за новые можно будет в свое время так же попросить прощения.

Такое формальное отношение к грехам и покаянию часто вызывает насмешки у людей, далеких от религии: «Хорошо вы устроились, можете делать, что угодно, совершать любые дурные поступки – поскольку считаете, что Бог вам все прощает».

Что здесь правда, а в чем ошибка? Чем отличается подлинное раскаяние от притворного, неискреннего?

Уникальность человеческого существования заключается, в частности, в противоречии между идеальным и реальным – осознанием того, как мы должны поступать, и тем, как мы поступаем в реальной жизни. Большинство людей прекрасно знают о том, что говорить неправду, грубить, обижаться, завидовать, лениться, ссориться с близкими плохо, и наоборот, прощать, быть снисходительным, помогать другим, честно трудиться очень похвально. Однако, вряд ли кто-то из нас может сказать, что в своей жизни ни разу не поддавался вышеперечисленным слабостям.

Верующий человек при этом знает, что, когда он совершает нечто подобное, он не только обижает других людей, но и совершает грех – то есть, нарушает повеление Всевышнего, который запретил нам дурные чувства и желания, а также поступать несправедливо по отношению к другим людям.

Что же делать в такой ситуации? Есть грех, но есть и покаяние. Всевышний, зная о человеческих слабостях, сообщил нам, что Он готов простить человека, если он будет искренне сожалеть о совершенном и постарается исправиться.

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный"» (Коран, 39:53).

«Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». (Тирмизи, Ибн Маджа).

«О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!”» (Тирмизи).

Господь всегда готов простить человека, однако, чтобы наше раскаяние было принято, существуют определенные условия.

Самое первое и главное из них – человек должен на самом деле испытывать угрызения совести и сожалеть о том, что он сделал. Раскаяние – это осознание того, что этот проступок (обман, грубость, лень, зависть) действительно является нарушением прав другого человека и нарушением воли Всевышнего. Человек должен чувствовать недовольство собой, своим поведением, осознавать всю свою неправоту. Только тогда его покаяние можно назвать искренним.

Если же раскаяние превращается в некую формальность: «согрешу – покаюсь», то это будет просто насмешкой и усугублением своего греха.

Следующий момент: человек должен иметь твердое намерение отказаться от своего греха и больше его не совершать. Этот момент вытекает из первого. Если вы осознали, насколько плох и несправедлив был ваш проступок, вас будут мучать угрызения совести, так что вы приложите все усилия, чтобы больше не испытывать ничего подобного. То есть, раскаяние всегда сопровождается подлинной работой над собой, над своими ошибками и желанием изменить свою жизнь.

И наоборот, для человека, чье раскаяние было формальным – когда он говорил «прости меня, Господь» только для порядка, исполняя какой-то обряд или повинность, для него не будет проблемой вновь заняться совершением этого же греха. Более того, как мы выше написали, многие люди, произнося заученные слова покаяния, в душе уже мечтают о том, как они опять совершат тот же грех.

В хадисе говорится о таком формальном раскаянии:

«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

И последний момент. Если человек нарушил права других людей – обманул, обвесил, нагрубил кому-то, оскорбил кого-то, солгал о ком-то, он обязан не только раскаяться перед Всевышним, но и постараться загладить нанесенный этому человеку ущерб.

Попросить прощения у того, кого обидел; отдать обманом полученные от кого-то деньги; если до этого он злословил о ком-то, то должен, наоборот, сказать в этом же обществе нечто хорошее об этом человеке. В противном случае, его покаяние не будет принято.

И напоследок, вот некоторые дуа, которые желательно произносить тем, кто хочет исправиться и больше не возвращаться к своим грехам:

1)

اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلا أَنْتَ

Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдика, ва ва’дика мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’матикя а’лейя ва абу бизанби фагфир лии фа иннаху ля йагфируз-зунуба илля анта

«О, Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе к защите от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи).

2)

Субханака-Ллахумма вабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагфирука ва атубу иляйк

«Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние».

3)

Аллахумма дж'альни мина-ттаввабин вадж'альни миналь-мутатаххирин.

«О Аллах! Сделай меня из числа кающихся и сделай меня из числа очищающихся».

Итак, как мы поняли, есть искреннее покаяние – а есть формальное, притворное. Если человек в самом деле осознал свои ошибки и грехи, он будет испытывать угрызения совести и постарается во что бы то ни стало изменить свою жизнь, чтобы не совершать ничего подобного. Если его грех касается прав другого человека, он должен возместить нанесенный ему ущерб и попросить прощения.

Формальное раскаяние – когда человек живет по принципу «согрешу – покаюсь», - только делая вид, что раскаивается, в душе намереваясь при удобном случае опять взяться за старое, не принимается Всевышним, а, наоборот, навлекает Его гнев.

Кобулова Анна

Также по этой теме читайте:

Почему в ахирате не будут приняты ни раскаяния, ни оправдания?

Самая распространенная ошибка, которую допускают верующие при покаянии

Прочитавшему эту дуа простятся даже большие грехи

Социальные комментарии Cackle