• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Нафс находится внутри человека, и счастлива та душа, которая распознает нафс

Время чтения: 4 мин
2641

Каландарнаме. (Источник фото: unsplash.com)

Каландарнаме. (Источник фото: unsplash.com)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 21. Разъяснение того, что нафс находится внутри человека,  и счастлива та душа, которая распознает нафс повелевающий (нафс-и аммара)  от нафса порицающего (нафс-и лаввама), нафс порицающий – от нафса вдохновленного (нафс-и мульхима), а нафс вдохновленный отличит от нафса успокоенного (нафс-и мутма`инна), и знай, что сущность нафса едина, и на каждой ступени,  которой он достигает, ему дают название по причине его деяний


Если ты юноша властный и воинственный,
Или на службу (в услужение шейху – прим. ред.), нафсу шею отруби.

Если ты попал в руки нафса дурного,
Разве ты почувствуешь когда-нибудь запах Единого?

Нафс повелевающий (нафс-и аммара) взял тебя в плен.
Остался ты в плену его посрамленным и униженным.

Ведет он тебя к дурным деяниям,
Словно пес, мертвечину поедает.

Если правит тобой нафс повелевающий,
Разве тебе когда-нибудь будет дело до той стороны?

Мечом илла-Ллах (указание на свидетельство единобожия – прим. ред.) взмахни ты мужественно,
Убей его, если ты мудрый.

Когда убьешь его, узришь удовольствия,
Освободишься от него, станешь избранником Божьим.

Познаешь ты себя и почувствуешь запах Истинного (Хак).
После этого станет для тебя дозволенным владычество.

Ступишь на [ступень] нафса порицающего (нафс-и лаввама),
Освободишься от того рабства, царствовать станешь.

Он лучше [нафса] повелевающего в различении.
Тот презренен, а этот весьма дорог.

Хотя этот и ближе к нему,
Если у тебя есть разум, оставь их обоих.

Прилагай усилия, дабы спастись от них обоих,
Мужественно от них обоих ускользнуть.

Порицающий нафс – это всего лишь плут.
Разумен тот, кто питает к нему отвращение.

Если ты на нем застрянешь, [будешь] огорчен.
Если стал ты пленником его, ты мертв.

С изгнанием его дело завершится.
Кто с ним останется, участь того есть неспелый урожай.

Богатырем тот является, кто от него избавился.
Он сражения с таким врагом избежал.

Когда оказался он в безопасности от этих двух войск,
После этого взял путь на нафс вдохновленный (нафс-и мульхима).

Провел он малое и великое сражение.
Если так он поступил, то является он отважным как лев.

Степень его превыше их обоих,
Сто окошек из сердца его на ту сторону выходят.

В сердце его возникли вдохновения от Аллаха.
Благодаря вдохновленному нафсу узрел он эту чистоту.

Освободился от грубости и стал говорить мягко,
В речах расцвел, словно розовый сад.

Непрерывно странствовал он по некоему миру,
Ради себя самого такого рода добро совершил.

Кротость его возросла, стал он кротким.
В щедрости десницы его раскрылись весьма широко.

Дело нафса вдохновленного в самости его
Явило ему тело и знамения его.

После этого можно назвать его человеком.
Благодаря ему людям он становится закадычным другом.

Человечность исходит от него на всех.
Слава о нем распространяется по миру.

[Нафс] успокоенный обращает к нему лик,
Участь его делает лучше всех.

Когда дошел он до нафса успокоенного,
Взял тот его за руку и поднял наверх.

Затем стал познавшим Истинного (Хак) тот душою чистый,
Злу сказал: «Держись от меня подальше! Проваливай!».

Делом его тот чертог стал.
Об Аллахе и о себе самом сведущим он стал.

Обрел он то, что искал [всей] душой,
Благодаря Возлюбленному открылся ему путь в райские сады.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle