• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как распространялся ислам в Африке и Испании?

1932

Распространение ислама в Африке и Испании

Распространение ислама в Африке и Испании

Начало: Как ислам захватил... сердца и умы жителей Египта, Сирии и Ирака

Стандартное обвинение мусульман и в целом всей религии Ислам заключается в следующем: «Единственная причина, по которой Ислам стал мировой религией, заключается в том, что его распространяли силой». Это любимое замечание исламофобов, которые выступают в роли аналитиков и историков и видят угрозу со стороны Ислама для западного мира. Это очень непростая тема, которая, тем не менее, вызывает бесчисленное количество споров. Поэтому необходимо досконально изучить этот вопрос, проанализировать, чтобы понять, уместно ли такое высказывание и насколько оно справедливо.

Северная Африка и Испания

Солдаты и лидеры ранних завоеваний Египта, Сирии, Ирака и Персии были из первого поколения мусульман. Многие из них даже были сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Что могло произойти с мусульманской экспансией, продолженной следующими поколениями, так как мусульманские армии сражались с византийцами, продвигаясь дальше на Запад, в Северную Африку, а затем и Испанию?

Большая часть жителей побережья Северной Африки в 600-ых годах были берберами. В то время, как Византийская империя контролировала большую часть побережья от Египта до Алжира, люди, проживающие на этой территории, не были расположены к византийцам, которые испытывали большие затруднения в покорении региона. Политический и социальный переворот за век до Ислама привёл регион к полному опустошению, сделав его лишь оболочкой прежней славы в качестве римской империи.

Первый халиф Омейядов Муавия назначил генерала Угба бен Нафи главным в освобождении побережья Северной Африки от византийцев в 660-ых годах. Опять же, если не вдаваться в подробности тактической подготовки и ведения боя, можно просто сказать, что всего лишь в течение нескольких десятилетий утвердился контроль мусульман над территорией Северной Африки.

Та же картина, которую мы наблюдали в Юго-Западной Азии, имела место и в землях Северной Африки. Ни один из местных жителей не был принуждён к переходу в Ислам. Нет никаких источников, ни мусульманских, ни каких-либо иных, которые бы упоминали о насильственном переходе берберов в Ислам. Безусловно, многие из берберов приняли религию Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Это позволило усилить мусульманские армии, поскольку новообращённые берберы присоединились к войскам. В случае, если бы они (берберы) вынуждены были бы принять Ислам, вряд ли у них было столько рвения и энтузиазма в отношении Ислама. И уж вряд ли бы присоединились к мусульманской армии и распространяли Ислам дальше по миру.

После завоевания мусульманами Северной Африки, возникло предположение, которое навсегда могло изменить всемирную историю. В начале 700-х годов Иберийский полуостров (нынешняя территория Испании и Португалии) находился под контролем вестготского короля Родерика. Аристократ из Иберии направил мусульманскому правителю Северной Африки послание, где жаловался на гнёт и тиранию короля. Дворянин обещал поддержать вторжение мусульман своими войсками, в случае если они ступят на эту землю.

После нескольких разведывательных вылазок с целью оценки лояльности местного населения, мусульманский генерал Тарик ибн Зияд (который, возможно и сам был из рода берберов) перебросил армию через Марокко в Иберию в 711 году. В течение нескольких месяцев армия Тарика сражалась с королём Родериком, открывая страну для мусульман. Через три года уже весь Пиренейский полуостров находился под контролем мусульман. Многие города, услышав о справедливости мусульманских правителей, добровольно распахивали ворота и приветствовали мусульманские армии, которые смогли положить конец гнетущему правлению вестготов.

Сохранилось много документальных свидетельств, которые доказывают, что это завоевание не преследовало цель насильственного обращения в Ислам. В апреле 713 года мусульманский губернатор этого региона заключил договор с вестготскими дворянами, который регламентировал, что местные жители «не будут взяты в плен или умерщвлены».

И мы снова с Вами видим на примере мусульманской Испании (которая позже станет носить название Аль-Андалусия), что перед местными жителями (по большей части христианами, но также были среди них и евреи) не было поставлено условия об обязательности принятия Ислама. Фактически в более позднее время в Аль-Андалусии существовало практически утопическое общество религиозной терпимости, в котором мусульмане, евреи и христиане проживали свой золотой век знания, культуры и философии. Эта просвещённая земля, наполненная религиозной терпимостью, могла жить гораздо дольше и пережить реконкисту, которая выжила с полуострова всех мусульман и евреев.

Продолжение следует...

Islam-today

Комментарии для сайта Cackle