• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как понять, что добро и ЗЛО исходят от Аллаха?

Время чтения: 9 мин
8278

«Верую в то…, что добро и зло исходят от Аллаха»

«Верую в то…, что добро и зло исходят от Аллаха»

Всем, кто знает на память шесть основ или столпов исламской веры (имана), знакомы эти строки: «Аманту…ва хайрихи ва шаррихи мин Аллах…» - «Верую в то…, что добро и зло исходят от Аллаха». В 12-ти пунктах исламского вероучения, которые были сформулированы великим ученым Абу Ханифой также говорится:

«И добро, и несчастья от Аллаха (хайрихи ва шаррихи мин Аллаху Тааля)…»

12 положений вероучения по мазхабу имама Абу Ханифы

12 положений вероучения по мазхабу имама Абу Ханифы

Наверное, ни одно положение исламской веры не вызывает стольких вопросов как это утверждение. Даже многих мусульман оно приводит в смущение – как это понять, что зло исходит от Всевышнего? Мы знаем, что Он Милостивый, Милосердный, Любящий и Добрый, как же Он может быть источником зла в мире?

Давайте разберемся с этим более подробно.

Первый момент. Вера в то, что у всякого явления в мире есть только один Создатель, исходит из первого пункта исламского вероучения: веры в Единого Бога (Аллаха), по воле которого происходит все в мире и помимо воли которого не происходит ничего. У Него нет никакого помощника или товарища, никого, кто бы был равным или подобным Ему в сущности, в качествах и действиях.

Из этого утверждения естественно вытекает следующий пункт вероучения – что и те явления жизни, которые мы называем добром, и те явления, которые мы называем злом, происходят по Его воле. В противном случае мы допускаем, что в мире есть какой-то иной творец или иная сила, которая независима от Всевышнего, над которой Он не властен и которую Он не контролирует.

Такого убеждения придерживались язычники, политеисты, которые считали, что в мире действует множество богов или сил, каждая из которых отвечает за свой участок мироздания. Но монотеисты, люди, верующие в Единого Бога, такое мнение не разделяют – они знают, что в мире есть только один Господь.

В том же кратком изложении исламского вероучения, которое мы приводили выше, говорится:

«Если же кто-либо будет верить, что несчастья исходят от кого-либо другого, тот станет многобожником».

Если человек скажет, что творец всего плохого и неприятного в мире – это иная сила, к примеру, злые духи, шайтаны, он приравняет их к Аллаху, ведь получится, они также обладают собственной силой и властью, а Творец ничего не может с ними поделать, Он их не контролирует и не управляет их действиями. Такое утверждение явно противоречит нашей вере во всемогущество и всезнание Бога.

Следующий момент, который здесь следует обдумать: что мы вообще называем злом? Если мы поймем этот момент, то нам будет легче понять, откуда оно исходит. Под этим словом понимается все негативное, плохое, неприятное нам, что причиняет нам неудобства, трудности, физическое или духовное недомогание, страдания.

С какими основными видами зла или неприятностей мы сталкиваемся в обычной жизни?

Прежде всего, это зло физического плана. Это разнообразные физические немощи и болезни человеческого организма и, конечно, сам тот факт, что всем людям надлежит когда-то покинуть этот мир – «всякая душа вкусит смерть», как говорится в Коране.

Причиной их является тот факт, что человеческий организм – как и весь материальный мир – не предназначен для вечной жизни. Наш мир временный и преходящий, все в мире рождается, проживает какой-то срок жизни, стареет и умирает. Это явление присуще как неодушевленным объектам – звездам, планетам, горам и морям, которые когда-то исчезнут, так и живым существам – растениям, животным и людям.

Мы рождаемся, проживаем определенный срок жизни и умираем. Наше тело создано таким образом, что оно подвержено влиянию внешней среды – мы нуждаемся в пище и питье, мы страдаем от жары и холода, на нас оказывают влияние болезнетворные микроорганизмы – которых также создал Всевышний. Наш организм со временем изнашивается и в конце концов умирает. Такова земная, мирская жизнь.

Второй вид неприятностей касается всевозможных проблем и несчастий в отношениях между людьми. Есть добрые люди, которые радуются всякой возможности сделать человеку что-то приятное – помочь, утешить, оказать услугу. А есть люди с плохим характером – раздражительные, эгоистичные, капризные, равнодушные к чужой беде.

Причиной этого вида зла является особое устройство человеческой натуры – в нас вложена как высокая, ангельская душа (которую в религии называют «рух»), так и низшая, животная душа, которую обычно называют «нафс». Именно в этой низкой природе человека коренится зависть и жадность, эгоизм, лень, трусость, гнев и злопамятность. Характер и поведение человека будут зависеть от того, какой из сторон его природы он позволяет господствовать над собой – высшей душе или низшей.

Если человек – прибегая к помощи Всевышнего, будет стараться укротить свой нафс, побеждая его желания, он становится добрым, щедрым, милостивым. Если он дает ему волю, он становится эгоистичным, жадным, злым. Разумеется, здесь играют роль врожденные черты характера человека. Кому-то не составляет труда преодолеть негативные стороны своей личности – а кому-то это стоит больших усилий. Но если такой человек найдет в себе силы бороться с собой, то и награда за такую борьбу («джихад с нафсом») будет гораздо больше.

Еще один вид неприятностей также связан с устройством материального мира – это всевозможные природные неприятности, стихийные бедствия: ливни, ураганы, землетрясения, наводнения, тайфуны и им подобные. Многие люди приписывают происхождение этих вещей некоей несчастной случайности, законам природы и им подобным.

Разумеется, мир живет по своим законам, но источники нашей религии указывают, что эти беды могут постигнуть людей в наказание за их грехи. В частности, в пророческих хадисах говорится, что отказ от выплаты закята – то есть, помощи бедным, может вызвать засуху или иные стихийные бедствия.

Итак, как мы сказали, те вещи, которые мы называем злом, исходят от двух свойств нашего мира и нашей природы. Во-первых, это происходит от слабости нашего материального устройства – когда наш организм был создан таким образом, что он подвержен болезням, усталости, старости и смерти. Во-вторых, есть зло, которое происходит потому, что некоторые люди позволяют своей низшей животной душе, своему нафсу стать хозяином в их жизни.

Чаще всего вред, наносимый такими людьми, ограничен – от них страдают только их домашние, соседи, сослуживцы. Но иногда такие люди – по определенному стечению обстоятельств – могут причинить много вреда людям в больших масштабах, став преступниками или правителями-тиранами, которые угнетают своих подданных, затевают несправедливые войны, притесняют других людей.

Третий вид зла – разнообразные стихийные бедствия – являются следствием порядка, который существует в мире, сотворенном Всевышним, однако, как говорят источники нашей религии, эти беды могут посылаться в качестве наказания за грехи людей.

Более того, многие вещи из вышеперечисленных (болезни, власть несправедливых правителей, нападения врагов), также постигают людей за то, что они позволяли своим дурным страстям и наклонностям брать верх над своей душой и впадали во всевозможные излишества и пороки. Передается хадис, где Пророк Всевышнего (мир ему) говорит:

«О люди, я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он забрал ваши души до того, как придёт время следующих пяти (вещей):

время, когда люди открыто будут совершать прелюбодеяние, из-за чего Аллах насылает на людей болезни, которые не были известны до этого;

время, когда продавцы будут обманывать покупателей, из-за чего Аллах поставит над ними правителей, которые будут притеснять их;

время, когда люди будут отказываться выплачивать закят, из-за чего Аллах ниспошлёт засуху, а если Всевышний и даст дождь, то только из-за милости к животным;

время, когда люди будут нарушать договор, из-за чего Аллах сделает их подчинёнными врагам, которые будут с них брать налог;

время, когда правители не будут следовать Корану, из-за чего Всевышний Аллах распространит среди них зло» (хадис от Абдуллаха ибн Умара, передали аль-Хаким в книге «Мустадрак», и Табарани в книге «аль-Аусат»).

Как мы видим, добро и зло часть есть результат поведения человека в мире. Если люди живут в согласии и взаимопомощи, то Всевышний вознаграждает их, облегчая их жизни. Если же они совершают грехи, то нечего удивляться, когда их постигают разнообразные беды.

Напоследок стоит сказать, что зло и несчастья, которые являются неизменными спутниками человека в земной жизни, также могут таить в себе неведомые человеку блага. Болезни, к примеру, часто даются человеку, чтобы он отдохнул от постоянной суеты жизни и задумался, правильно ли он живет.

Неприятные люди, которые встречаются ему в жизни, наглядно показывают ему – как некрасиво выглядят зависть, жадность, эгоизм, равнодушие к чужой беде, - чтобы он сам старался не допускать подобных вещей в своей жизни. Потеря работы может послужить стимулом для поиска новой и более интересной деятельности, а опоздание на поезд или самолет иногда может спасти человеку жизнь.

Дуа, которая поможет пережить несчастья и преодолеть трудности

Дуа, которая поможет пережить несчастья и преодолеть трудности

Итак, речь у нас шла о том, почему мы говорим, что добро и зло исходят от Всевышнего. Это утверждение есть прямое следствие веры в Единого Творца, который один управляет и контролирует все явления нашего мира. То, что мы называем злом, есть следствие того, что наш мир – временный, а поэтому подвержен смерти и разрушениям.

Зло, исходящее от людей, появляется в мире потому, что некоторые люди дали власть над собой своему нафсу, низшей душе. Болезни, стихийные бедствия, войны и власть дурных людей - в некоторых случаях, есть следствие нашего плохого поведения, наказания, которое постигает нас за наши грехи.

А в некоторых случаях неприятности, происходящие с нами, есть проявление мудрости Всевышнего, в которых для нас содержится какое-то благо. Если человек сумеет преодолеть жизненные трудности с терпением, он удостоится довольства своего Господа.

«Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев» (Тирмизи, Ибн Маджа).

Анна Кобулова

Автор: Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle