Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

Время чтения: 8 мин
978

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذَّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَالِمُونَ (128)

«От тебя (о Мухаммад) это не зависит. Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они – злодеи» (Али Имран, 128).

В риваяте, переданном от Анаса ибн Малика, говорится: «В день битвы при Ухуде посланник Аллаха ﷺ был ранен в лоб и ему сломали правый нижний передний зуб. Он сказал: «Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком?». И тогда был ниспослан аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...» (Бухари, Магази, 21; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/10-11, хадис №: 3002-3003; Табери, Джамиуль-Байан, 4/57).

В риваяте, переданном от Катады сообщается, что посланник Аллаха ﷺ произнес эти слова, когда Салим, раб Абу Хузайфы (в другом риваяте говорится, что это был Али), вытирал кровь с его лица.

Также в одном из риваятов, переданных от Катады, сообщается, что у посланника Аллаха ﷺ была рассечена бровь и кровь текла по лицу, а полученный им удар был настолько сильным, что он упал на землю, несмотря на то, что на нем было две кольчуги.

В риваяте Раби`, переданном от Анаса, сообщается, что этот аят был ниспослан там (во время битвы при Ухуде), когда посланнику Аллаха ﷺ нанесли эти раны, он хотел призвать проклятья на курайшитов, но после ниспослания этого аята, не стал делать этого.

В риваяте, переданном от Миксама, сообщается следующая подробность: «Человеком, сломавшим зуб посланнику Аллаха ﷺ, был Утба ибн Аби Ваккас.

Посланник Аллаха ﷺ сделал следующее дуа: «О, Аллах! Пусть этот человек умрет до истечения года, будучи неверующим». И действительно, еще до истечения года, этот человек умер, будучи кяфиром» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/57-58).

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

В одном из риваятов сообщается, что когда в день битвы при Ухуде увидел обезображенное тело своего дяди Хамзы ибн Абдульмутталиба, у которого были вырезаны внутренние органы, то он сказал: «Я обязательно причиню страдания тридцати из них», вслед за этим и был ниспослан этот аят (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/217).

В качестве причины ниспослания данного аята помимо случая с получением посланником Аллаха ﷺ ран, также приводятся риваяты, в которых сообщается, что посланник Аллаха ﷺ хотел призвать проклятья на некоторых многобожников, но ниспослание этого аята запретило ему делать это.

Например, в риваяте, переданном от отца Салима сообщается, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ в последнем ракаате утреннего намаза выпрямившись из руку (поясного поклона) и сказав: «Самиаллаху лиман хамида. Раббана ва лякаль хамд», сказал: «О, Аллах! Прокляни такого-то, такого-то и такого-то».

«Аллах – наш покровитель, а у вас нет покровителя»
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: после того, как в день битвы при Ухуде с мусульманами произошло то, что произошло, посланник Аллаха ﷺ и его сахабы забрались на гору. Абу Суфьян подошел к подножию горы и прокричал: «О, Мухаммад! Рана за рану. Войны так и идут – попеременно. Один день побеждаете вы, в другой день побеждаем мы».
16.02.2022
1439

Вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...» (Бухари, Магази, 21; Тафсируль-Куръан, 3/9).

В риваяте, переданном от Салима ибн Умаййи, сообщается, что данный аят был ниспослан, когда посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на Сафвана ибн Умаййу, Сухайля ибн Амра и Аль-Хариса ибн Хишама (Бухари, Магази, 21).

В риваяте, переданном от Ибн Умара сообщается, что Абу Суфьян, Аль-Харис ибн Хишам и Савфан ибн Умаййа, на которых посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья в день битвы при Ухуде, в последствии покаялись.

Аллах Всевышний принял их покаяния, приняли Ислам, причем став хорошими мусульманами (Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/12, хадис №: 3004; Табери, Джамиуль-Байан, 4/58).

В другом риваяте, переданном от Ибн Умара сообщается, что (в день битвы при Ухуде) посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на четырех человек, однако в риваяте не упоминается их имен, а также указывается, что впоследствии Аллах Всевышний всех их вывел на истинный путь (Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/13, хадис №: 3005).

Суюти в своем тафсире «ад-Дурруль-Мансур» приводит риваят, переданный от Ибн Умара, в котором сообщается, что посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на четырех человек: на Абу Суфьяна, Аль-Хариса ибн Хишама, Сухайля ибн Амра и Савфана ибн Умаййу.

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

По всей видимости Суюти объединил несколько риваятов, приведя их как один риваят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/312).

По поводу риваятов, касающихся проклятий, призываемых посланником Аллаха ﷺ, то риваяты Абдуррахмана ибн Хариса и Абу Хурайры, отличаются от других.

Абу Хурайра говорил: «Во время утреннего намаза, посланник Аллаха ﷺ во втором ракаате выпрямившись после поясного поклона, сказав: «Самиаллаху лиман хамидах ва Раббана лякаль-хамд» остался стоять на ногах, говоря: «О, Аллах! Спаси Аль-Валида ибнуль-Валида, Саляму ибн Хишама, Аййаша ибн Рабиа и всех слабых верующих! О, Аллах! Ниспошли племени Мудар семь голодных лет подобных семи голодным годам Юсуфа. О, Аллах! Прокляни племена Лихъян, Ри`ль, Завкан и восставших против Аллаха и Его посланника Усаййу». Затем, в соответствии с тем, что дошло до нас после того, как Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит.Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они – злодеи», посланник Аллаха ﷺ отказался от проклятий» (Муслим, Масаджид, 294; Табери, Джамиуль-Байан, 4/58).

Во втором риваяте, переданном Муслимом от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ стал призывать проклятья только на племя Мудар, не упоминая других племен (Муслим, Масаджид, 295).

Читайте также: Урок от Пророка ﷺ: как справиться с трудностями

По сути проклятья, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на племена Лихъян, Ри`ль, Завкан и Усаййа после трагедии в Биру Мауна, а также дуа о ниспослании тягот племени Мудар и о помощи слабым мусульманам, являются разными мольбами.

Фахруддин ар-Разы отдал предпочтение тем риваятам, в которых говорится, что данный аят был ниспослан в ответ на проклятья, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на курайшитов в день битвы при Ухуде, а не риваяту Мукатиля, в котором говорилось, что ниспосланием этого аята Аллах Всевышний запретил призыв проклятий на племена  Лихъян, Ри`ль, Завкан и Усаййа после трагедии в Биру Мауна, когда посланник Аллаха ﷺ на протяжении тридцати или сорока дней подряд призывал на них проклятья (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/218).

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

Риваят, переданный Муслимом от Анаса ибн Малика, привносит ясность в данный вопрос. В этом риваяте сообщается, что после трагедии в Биру Мауна, когда были убиты сорок (а в соответствии с другим риваятом, семьдесят) курра (чтецов Корана) посланник Аллаха ﷺ на протяжении тридцати дней подряд во время утреннего намаза призывал проклятья исключительно на убийц мусульман. После чего был ниспослан аят, в котором говорилось: «Передайте нашему народу, что мы встретились с нашим Господом. Он остался доволен нами и мы довольны им...».

Спустя какое-то время этот аят был отменен (Муслим, Масаджид, 297. В Китабуль-Масаджид сборника Муслима, в хадисах с 294 по 308 рассказывается о проклятиях, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на племя Мудар (Курайш) и на убийц, которые принимали участие в убийстве мусульман в Биру Мауна).

Из всех риваятов, связанных с причиной ниспослания данного аята, самым странным является риваят, упомянутый Суюти и приведенный от Ибн Умара, в котором говорится: «Один человек из курайшитов пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал:

«Ты запрещаешь оскорбления и сквернословие, не так ли?», после чего повернулся к посланнику Аллаха ﷺ спиной, снял штаны, оголив заднюю часть, и прочитал проклятья в его адрес. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...».

Спустя некоторое время этот человек принял Ислам и стал достойным мусульманином (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/83).

Перевод смыслов Корана: «Нет принуждения в религии»
Мы рады представить читателю новый комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
28.02.2022
1580

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle