К чему приводит воровство?
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا (115) إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا (116)
«А кто выступит против Посланника после того, как для него прояснилась истина, и кто не последует путем верующих (с точки зрения вероубеждений или действий), – тех Мы направим туда, куда он сам обратился (оставив его на пути заблуждения), и (в вечном мире) сожжем в Аду. И плох же такой итог! Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приравнивают (кого-то, поклоняясь кому-то, кроме Него) но прощает то, что меньше этого (по тяжести греха), кому пожелает. Кто же приравнивает (кого-либо) к Аллаху, тот – в глубоком заблуждении» (Ан-Ниса, 115-116).
По мнению алимов, эти два аята были ниспосланы в отношении Ту`ма ибн Убайрика, совершившего кражу (эта история стала причиной ниспослания 105-107 аятов).
Когда посланник Аллаха ﷺ вынес решение отрубить ему руки за воровство, то Ту`ма ибн Убайрик сбежал в Мекку совершив иртидад (вероотступничество), в связи с этим и были ниспосланы эти два аята.
Саид ибн Джубайр говорил: Сбежав в Мекку, Ту`ма ибн Убайрик и там не смог жить нормальной жизнью. С целью совершения воровства он проделал дыру в стене одного из домов, но жители дома заметили его, поймали и убили, и, в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал эти два аята.
В риваяте Мукатиля приводятся совершенно иные сведения, касающиеся казни или смерти Ибн Убайрика. В этом риваяте говорится: Когда Ту`ма ибн Убайрик совершил вероотступничество и бежал в Мекку, то там он стал гостем Хаджаджа ибн Алата ас-Сулями.
Хаджадж очень хорошо и радушно принял его. Но когда Ту`ма ибн Убайрик узнал, что в доме есть золото, то дождавшись ночи он вышел из дома и снаружи проделал дыру в той части дома, где, по его мнению, хранилось золото, и пролез во внутрь. Соседи, заметив это, окружили дом Хаджаджа и схватили Ибн Убайрика. Соседи хотели забить Ибн Убайрика камнями до смерти, но Хаджадж помешал им, несмотря на то, что Ибн Убайрик хотел обокрасть его дом.
Хаджадж ибн Алат ас-Сулями отправил Ибн Убайрика в Харру к племени Бану Суляйм. Убн Убайрик присоединился к ним, стал поклоняться их идолам и умер там же, будучи многобожником.
Также существует еще один риваят, в соответствии с которым Ибн Убайрик, покинув Мекку, добрался до морского побережья и сел на корабль. Но в пути он снова совершил кражу, украв что-то из того, что перевозилось на корабле. Команда корабля поймала его и выбросила за борт [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/200].
Где бы и как бы он не умер, или не был убит, становится совершенно понятным, что, во-первых, он умер многобожником, а во-вторых, что его тяга к воровству привела его сначала к вероотступничеству, а затем стала причиной его смерти.
В качестве причины ниспослания аята: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приравнивают (кого-то, поклоняясь кому-то, кроме Него) но прощает то, что меньше этого (по тяжести греха), кому пожелает. Кто же приравнивает (кого-либо) к Аллаху, тот – в глубоком заблуждении», приводится риваят, в котором сообщается, что один старый араб-бедуин пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Я старик, погрязший в грехах и ошибках. Но с того момента, как я познал Аллаха и уверовал в Него, я никогда и никого не приобщал к Нему в сотоварищи. Каково же будет мое положение перед Аллахом?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/247-248].
Вероятно, что приход этого старика бедуина к посланнику Аллаха ﷺ и убийство многобожниками Ибн Убайрика за воровство, очень близки друг к другу по времени, можно даже сказать, что эти два события произошли в одно и то же время.
Фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today