Эти аяты были ниспосланы после разногласий среди сподвижников
Фото: Alfa Net / Shutterstock.com.
وَالَّذِينَ هَاجَرُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ قُتِلُوا أَوْ مَاتُوا
لَيَرْزُقَنَّهُمُ اللَّهُ رِزْقًا حَسَنًا وَإِنَّ اللَّهَ لَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ
لَيُدْخِلَنَّهُم مُّدْخَلًا يَرْضَوْنَهُ وَإِنَّ اللَّهَ لَعَلِيمٌ حَلِيمٌ
«Кто совершил переселение [из Мекки в Медину] на пути Аллаха, а затем был убит или умер, тем Аллах обязательно даст прекрасный удел [в вечной жизни]. Поистине, Аллах – Лучший из дающих удел. Он обязательно введет их в место, которым они останутся довольны [в Рай]. Поистине, Аллах – Знающий [абсолютно все], Отменяющий наказание [дающий отсрочку для покаяния всем в земной жизни, и затем прощающий тех, кто покаялся и уверовал]» (аль-Хадж, 58-59).
Говорилось, что эти аяты были ниспосланы после появления разногласий среди сподвижников Расулюллаха ﷺ относительно того, являются ли равными умерший на пути Аллаха и убитый на пути Аллаха. В то время как некоторые сподвижники говорили: “Конечно же, убитый и умерший на пути Аллаха равны”.
Как шайтан вмешался в ниспослание аята Корана
Некоторые другие говорили: “Нет, напротив, погибший на пути Аллаха выше другого”. Вот после этого Аллах Всевышний ниспослал эти аяты. Также было передано, что эти разногласия между сподвижниками возникли после смерти ‘Усмана ибн Муаза и Абу Салямы ибн ‘Абдул-Асада.
Согласно преданию, некоторые сахабы также спрашивали: “О Посланник Аллаха! Нам известно, какими благами одарит Аллах погибших на Его пути. Мы тоже, как они, сражаемся за веру вместе с тобой. Но что нас ожидает, если мы умрем не в сражении, а обычной смертью?” В качестве ответа на их вопрос и была ниспослана эта аяти-карима.
Из книги “Асбабун-Нузуль”