"Зачем поклоняться, если все предопределено?"
Люди могут задать вопрос – зачем вообще поклоняться, если все предопределено? Если участь человека – быть ему верующим или неверующим - уже решена, зачем тогда поклоняться, зачем совершать ‘ибадат, зачем вообще что-то делать, если уже все предопределено, кем я буду в ахирате? Это, конечно, один из вас-васов, наущений, от шайтана.
Ученый Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит удивительные слова – если человеку предопределено умереть неверующим, кафиром, то и тогда для него есть польза в совершении благих деяний. В ахирате человек, даже кафир, будет судиться, будет спрошен, за две вещи: первое – за неверие в Аллаха и Его Посланника, мир ему, и второе – за каждый грех, который он совершил на этой земле. Он будет наказан за то, что совершал что-то запретное – за то, что употреблял спиртное (если употреблял), за то, что употреблял свинину или другую запретную пищу, за все это он тоже будет держать ответ. Поэтому если человек не будет совершать грехи в этой жизни, будет стараться быть праведным, то наказание ему будет меньше, даже если он умрет неверующим. Поэтому в этом – в совершении благих деяний – есть польза даже для неверующего. А для верующего тем более польза поклонения очевидна. Поэтому это, без сомнения, вас-вас от шайтана, который пытается отвратить нас от поклонения Всевышнему Аллаху и подчинения Ему. Это первый момент.
Второй момент –никто из нас не знает, как он умрет. Никому из нас не было сказано , что ты умрешь верующим или ты умрешь неверующим. Поэтому в этом хикмат, мудрость Аллаха, что будущее скрыто от нас, иначе бы люди расслабились. Если бы каждый из нас точно знал дату своей смерти, то он начал бы поклоняться только за год (а то и за месяц или за неделю) до смерти, за какой-то срок, сократил бы его до минуты, до пяти минут. Все остальное время он проводил бы в беспечности. Мы не знаем когда мы умрем, и в этом мудрость Аллаха и Его милость, что мы должны находиться в постоянном напряжении, что каждый следующий момент, каждый следующий вздох, может быть последним. И то, в каком состоянии мы находимся, в этом состоянии мы и будем держать отчет перед Аллахом. Это должно придавать верующему бодрость в поклонении, осознание того, что в любой момент мы можем уйти из этой жизни.