• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Если смелый ты, иди и ищи сердце, а затем украдкой говори о тайнах сердца..."

Время чтения: 3 мин
2185

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 23. Разъяснение того, что ты узнаешь о сердце и его движении


Движение сердца, [заключенного] в теле, происходит вне тела,
Описание его превосходит все это.

Форма его – одна [лишь] капля, ищи в ней море,
Получай от него милость, ищи в нем гнев.

Милость и гнев исходят от него,
Является оно верным источником обоих!

Разум не имеет отношения к его делам,
Является оно цветником его тела, в котором нет шипов.

Если тело и живо, [то] благодаря чистой душе,
Разве когда-нибудь отрывается от сердца душа, да упасет тебя [Аллах]?!

Ум, дух, душу и сердце считай единым [целым],
Хотя и четверо их, эти четверо – от четырех рудников (четырех алхимических элементов или стихий – прим. ред.).

Оттого, что тело живо благодаря чистой душе,
Душа от света [происходит], а тело – от горсти земли.

Разум – это также душа и существует благодаря душе,
Разве разум когда-нибудь входит в тело без души?

Душа (нафс) и сердце есть не более, чем единая сущность,
Все [остальные] трое (дух, душа и разум – прим. ред.) не предшествуют сердцу.

Если что-то в тебе требует [чего-то], то это его веление,
Оно подобно ядру, а ядру требуется скорлупа.

Сердце – это сущность из света Великого [Господа] (кибрийа).
Взыскующий Истинного (Хак) ищет Бога в сердце.

Душа (нафс) не имеет отношения к его делам,
Оно подобно цветнику, а душа – шипам.

Душа подобна султану, а тело – его дворцу.
А разум там является распорядителем.

Оставь разум, дух и душу,
Растолковывай сердце, о нем рассказывай.

Ведь от него берет начало человеческая сущность,
И от него же [происходит] в человеке счастье.

Милосердие и доброта [заключены] в нем,
Все исходящее от него – прекрасно.

Домом щедрости и великодушия оно является,
Оно также есть гнездо той самой неописуемой птицы.

Оно проявляет отвагу и смелость,
Поворачивается в любую сторону, какую только пожелает.

Нет такого сердца, которое не было бы отделено от [другого] сердца,
Таковым сотворил его Аллах.

Кратчайший путь у него к небесам.
Скрыты в нем небеса и земля.

Все ищи внутри него,
Все это есть в нем, не стоит удивляться!

Если смелый (перс. дилдар – имеющий сердце) ты, иди и ищи сердце,
А затем украдкой говори о тайнах сердца.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle