«Дела неверующих подобны миражу в пустыне»
Фото: Queenmoonlite / elements.envato.com.
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ
بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاء حَتَّى إِذَا جَاءهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئًا
وَوَجَدَ اللَّهَ عِندَهُ فَوَفَّاهُ حِسَابَهُ وَاللَّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«А дела неверующих подобны миражу в пустыне: измученный жаждой видит воду, но, подойдя к ней, ничего не находит. Он [неверующий в Судный день] найдет [за свои поступки] наказание Аллаха, Который воздаст ему сполна по расчету. И Аллах скор в расчете» (Ан-Нур, 39).
Говорилось, что этот аят был ниспослан про Утбу ибн Рабиа ибн Умайю, который во времена джахилии жил благочестиво, искал истинную веру, а когда Мухаммад ﷺ был послан пророком с исламской религией, остался неверующим. В риваяте Мукатиля имя этого человека приводится как Шейба ибн Рабиа ибн ‘Абди-Шамс.
Каких мужчин Аллах восхваляет в Коране?
وَيَقُولُونَ
آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالرَّسُولِ وَأَطَعْنَا ثُمَّ يَتَوَلَّى فَرِيقٌ مِّنْهُم مِّن بَعْدِ
ذَلِكَ وَمَا أُوْلَئِكَ بِالْمُؤْمِنِينَوَإِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ
لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُم مُّعْرِضُونَوَإِن يَكُن لَّهُمُ الْحَقُّ
يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَأَفِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ أَمِ ارْتَابُوا أَمْ يَخَافُونَ
أَن يَحِيفَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَرَسُولُهُ بَلْ أُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«[Лицемеры] Говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника [Мухаммада] и подчиняемся [их решениям]». Но после этого часть их отворачивается [от веры]. Они – неверующие. И когда их призывают к Аллаху и Его Посланнику [который доводит до людей решения Аллаха], чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Если бы они были правы [и понимали это], то послушно пришли бы к нему. Болезнь ли [неверия] в их сердцах? Или же они сомневаются [в пророчестве Мухаммада]? А может, они боятся, что Аллах и Его Посланник обойдутся с ними несправедливо? Нет же! Это они – несправедливые [потому что отворачиваются от веры]!» (Ан-Нур, 47).
В одном сообщении, приводимом Ибн Абу Хатимом среди мурсаль-хадисов аль-Хасена, он повествует следующее: “Один человек, когда у него возникали разногласия с другим человеком и, чтобы разобраться в этом вопросе, его звали пойти к Пророку ﷺ, соглашался на это, если твердо знал, что Пророк ﷺ примет решение в его пользу.
Но если он знал свою неправоту и хотел нарушить права противной стороны, то в этом случае он отказывался идти, когда его звали к Пророку ﷺ, чтобы он рассудил их. Он говорил: “Нет, пойдем не к нему, а к такому-то”. Вот после этого про него (или про таких, как он) Аллах Всевышний низвел этот аят.
Фото: wirestock / elements.envato.com.
Из книги “Асбабун-Нузуль”