Эльмира Миассарова: «Для верующего человека психология – не панацея, а лишь один из вспомогательных инструментов»

8405

На вопросы читателей Islam-today.ru ответила практикующий клинический медицинский психолог, кандидат наук, преподаватель факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета по программе «Клиническая (медицинская) психология» Эльмира Миассарова.

- Как в вашем понимании соотносятся между собой ислам и психология?

- Этот вопрос очень актуальный и неоднозначный, поскольку на этот счет существуют полярные мнения. Вообще можно сказать, что сама психология как наука сформировалась именно в арабо-мусульманской культуре. Так например, в «Каноне медицины» Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценна, являющемся основой современной медицины, три главы посвящены психологии, психиатрии. Ибн Сина был первым, кто разделил человеческое восприятие на пять внешних и пять внутренних чувств, таких, как интуиция, намерения. Другой видный ученый и богослов аль-Газали детально описал и разработал теорию их разделения, относя к внутренним чувствам здравый смысл или разум, воображение, размышление, воспоминание и память. В его трактатах впервые описываются виды памяти (сила образной памяти, сила размышления и абстрактного мышления, сила запоминания и хранения информации, сила воспоминания и сила воображения и фантазии) и объясняется их взаимосвязь с конкретными участками головного мозга, что послужило основой современной психофизиологии и нейропсихологии. К сожалению, об этом не все знают и не все говорят. А ведь важно понимать, что психология – это, прежде всего, серьезная наука, а не популярное сегодня мнение о ней, как о наборе манипулятивных практик и панацее от всех проблем.

Вообще, каждый человек состоит из тела с соответствующими психофизиологическими качествами, разума и внутренних переживаний и чувств, которые обозначают понятием «душа». В арабо-мусульманской традиции дается четкое разделение «души» на «нафс», проявляющий себя через органы чувств, и другой части – это вместилище первородного фитр-имана, которое не каждый человек, к сожалению, способен в себе обнаружить, а тем более развить до состояния сильного духа. Ученые-суфии говорили о развитии «сердечного разума», о том, что сердце должно соединиться с разумом, и только в этом случае человек может быть способным воспринимать Вечное. 

И вот эти размышления о теле и духе являются основой Психо-Логии – «науки о душе», которая должна помочь человеку познать самого себя и развить качества, которые помогут в свою очередь совершенствовать волевые и морально-нравственные свойства личности.

В современном мире психология настолько обширное понятие, которое сочетает в себе диаметрально противоположные принципы и подходы. От поиска смысла и обращения к духовности, психология все больше уходит в  сферу «псевдо-духовных» практик, а, отвечая запросам общества потребления, начинает преследовать чисто коммерческие цели. Техники, которые используют в свою очередь многие психологи, носят чисто манипулятивный характер, результатом которых может явиться лишь временная иллюзия решения проблемы пациента, при этом, никак не затрагивая его глубинного отношения к себе и своей жизни.

- В каких случаях и для чего верующему человеку может понадобиться профессиональная психологическая помощь?

- Прежде всего, скажу, что в современных условиях психология – крайне необходима.Современное общество, теряющее связь с «корнями», традициями предков, искажающее духовные и нравственные ориентиры, сейчас в целом невротизировано. В нем наблюдается очень много пограничных состояний, множество нерешенных медицинских аспектов, мешающих личности гармонично развиваться, повышать стрессоустойчивость,  развивать навыки самообладания и умения концентрироваться, в том числе в религиозной практике. Иногда без психолога, как без врача просто нельзя обойтись. Это касается как взрослых, так и детей, у которых часто встречаются  нарушения  памяти, гиперактивность, психологическая неготовность к школе и многие  другие, лежащие в плоскости медицинской и возрастной психологии, проблемы.

Следует помнить, что для верующего человека психология – это не панацея, а лишь один из вспомогательных инструментов. Важен тот факт, что психолог всегда непредвзят, и в этом, например его преимущество перед, подругой, к которой часто обращается женщина со своими проблемами. Подруга, в лучшем случае, не удержится от советов, которые будут исходить из ее субъективного опыта, а в худшем, может спроецировать свои собственные проблемы на другую женщину, что вместо пользы от такого общения может привести к еще большему отягощению ситуации и усугублению психологически неблагополучного состояния.

- Как выбрать психолога, психотерапевта религиозному человеку?

- Конечно, психология психологии рознь, и очень важно попасть в надежные руки специалиста, который знает и понимает мировоззрение религиозного человека. Я бы посоветовала настороженно относиться к заезжим специалистам, которые проводят групповые психологические тренинги и буквально «гастролируют» по городам, по сути, не отвечая за последствия проведенных манипуляций, а они для психического здоровья человека могут быть непредсказуемы, поэтому я бы советовала быть предельно осторожными, даже если тренинги проводятся людьми «распиаренными».

Поэтому, прежде всего, психолог должен быть реальным человеком, с которым, при необходимости, всегда можно связаться и который будет способен отслеживать процессы и сдвиги,  происходящие с его пациентом.

Кроме того, я бы советовала опасаться таких псевдопсихологических направлений, которые прикрываются различными духовными практиками, не имеющими отношения к религии Единобожия и вообще к основам психологии духовности. Особенно распространены сейчас кришнаизм, различные тантрические и ведические практики. Конечно, истинно верующему человеку в подобных сообществах делать нечего. Часто «заложниками» этих течений становятся незрелые личности, находящиеся в поиске «духовных ориентиров» в целом бездуховном мире. Действительно эти древние духовные традиции имеют место быть, но оторванные от своего культурно-исторического контекста, они не несут заложенных в них знаний, а становятся орудием  манипуляции сознанием другими людьми в руках «псевдо-гуру», которые зачастую даже не были в тех странах, из которых исходит эта традиция. Последствиями такого самообмана могут быть, например, психические нарушения после распространенного сейчас «пробуждения  кундалини».

- Каковы ваши принципы работы как психолога с исламским мировоззрением?

- Прежде всего профессионализм. За почти 20 лет моей профессиональной деятельности, я накопила определенный опыт и сформировала принципы своей работы, интегрирующие различные методы и направления. В частности, как основу метода я использую терапию осознованием. Опираясь на принципы и методы глубинной психологии, мы с пациентом стараемся выявить внутренние конфликты и осознать их причины, и преодолеть негативные моменты в состоянии психики. Моя цель – создать условия для того, чтобы  человек почувствовал себя зрелой личностью и осознал ответственность за свои поступки и их последствия и стал способным самостоятельно решать свои внутренние проблемы, полагаясь на волю Всевышнего и терпеливо принимая трудности. Таким образом, формируется «интернальная» личность, которая способна полностью взять на себя ответственность за то, что происходит с ней в жизни и способна совершать осознанный выбор. Нужно, чтобы человек постоянно контролировал свои состояния и был способен при необходимости отказаться от вредоносных желаний и привязанностей. Такая ответственная личность ближе подходит и к своему духовному развитию в Исламе.

- Чувствуете ли вы негатив со стороны коллег, связанный с использованием в вашей практике принципов религиозного мировоззрения?

- Нет, никакого негатива нет, тем более, что в самой психологии есть направления в основе которых лежат проблемы духовного бытия человека. Можно сказать, что в профессиональной среде психологов сейчас сложилась здоровая конкуренция. По сути, сейчас сложился обширный рынок психологической помощи, у каждого специалиста есть своя ниша и на каждого находится свой клиент.

- Вы разработали проект центра психологической поддержки для мусульман – каким вы видите подобный центр?

- Конечно, в идеале человек скрепкимиманом, который живет в окружении единомышленников, должен иметь некоторый иммунитет к психологическим травмам и стрессам, однако, жизнь всегда вносит свои коррективы. Мусульмане сейчас не менее, а в связи с распространением опасных «психокультов», подчас и более чем другие нуждаются в поддержке, в том числе психологической. Когда я писала этот проект, я, прежде всего, думала о нашей молодежи, у которой основные жизненные принципы еще только формируются. Они находятся в поиске, и хорошо, если они пополнят свою «духовную жажду» не на сомнительных тренингах и семинарах, а  с психологами, разделяющими исламские принципы.

Кроме того, необходимо направление по работе с семьями, где присутствуют различные конфликты, в том числе межкультурные, межконфессиональные, когда супруги, например, принадлежат к разным этнорелигиозным группам, и испытывают трудности в адаптации к новым традициям.

В подобном центре также необходима работа детского клинического психолога, которому верующие мамы смогут доверить свое чадо.

Не секрет, что остаются нерешенными такие психологические проблемы, как насилие в семье, проблема разводов, психологическая реабилитация лиц, подвергшихся влиянию сект и многие другие. Для решения подобных проблем, а также с целью саморазвития и раскрытия внутренних потенциалов личности и содействия духовному росту и развитию религиозно-нравственного самосознания хотелось бы создать подобный центр, и я надеюсь, иншаАллах, что мой проект воплотится в жизнь!

Беседовала Нурия Гибадуллина
Фото: Мария Зверева

Социальные комментарии Cackle
Home