Человек спрашивает: «Неужели, умерев, я выйду из могилы живым?»
وَيَقُولُ الْإِنسَانُ أَإِذَا مَا مِتُّ لَسَوْفَ أُخْرَجُ حَيًّا
«[Отрицающий воскрешение] Человек спрашивает: «Неужели, умерев, я выйду из могилы живым [как об этом говорит Мухаммад]?» (Марьям, 66).
Согласно сведениям от Кальби рахимахуллахи, этот аят был ниспослан в ответ на слова ‘Убея ибн Халяфа аль-Джумахи, который, придя однажды к Посланнику Аллаха ﷺ, держа в руках большую кость, и, раскрошив её, сказал: «И Мухаммад утверждает, что после того, как мы умрем, и наши кости истлеют, как вот эта вот кость, – мы будем воскрешены?!»
«Мы спускаемся лишь по приказу твоего Господа»: история ниспослания аята
В риваяте от Ибн Джурейджа говорится, что это был не ‘Убей ибн Халяф, а ‘Асы ибн Ваиль, а в риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху – аль-Валид ибн аль-Мугира.
لَوْ أَرَدْنَا أَن نَّتَّخِذَ لَهْوًا لَّاتَّخَذْنَاهُ مِن لَّدُنَّا إِن كُنَّا فَاعِلِينَ
«Если бы Мы пожелали устроить Себе развлечение, то воспользовались бы [для этого] чем-то из того, что у Нас уже есть» (Аль-Анбия, 17).
В рассказанном Абу Салихом риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху говорится, что этот аят был ниспослан в ответ на слова многобожников, которые говорили: «Ангелы – это дочери Аллаха, и наши божества – они тоже дочери Аллаха».
Из книги "Асбабун-Нузуль"