• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Аллах! Я обращаюсь к Тебе по поводу того, что мои глаза не видят»

Время чтения: 4 мин
1929

لاَّ يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُوْلِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلاًّ وَعَدَ اللّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا (95)

«Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов (рискующих) имуществом и жизнью, над остающимися дома. Каждой (из двух групп) Аллах обещал награду (в виде Рая – за их веру). Но воинов Аллах возвысил над остающимися дома великой наградой» (Ан-Ниса, 95).

1. Когда был ниспослан аят: «Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью», посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Зейда ибн Сабита и попросил принести с собой верблюжью лопатку, чтобы записать на ней этот аят.

Аллах купил у верующих их души и имущество за Рай
Во время второй клятвы при Акабе посланнику Аллаха ﷺ присягнули на верность семьдесят с лишним ансаров. Какое условие им поставил Пророк ﷺ?
10.02.2022
3117

Вошедший туда в тот момент Абдуллах ибн Умми Мактум, услышав этот аят, объяснил причину, по которой он не может принимать участие в противостоянии на пути Аллаха, и тогда была ниспослана следующая часть, в которой говорится: «За исключением тех, у кого есть уважительная причина» [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/17].

В риваяте Зейда ибн Сабита, который приводят Бухари, Тирмизи и Табери, говорится: «Ибн Умми Мактум сказал: «О, посланник Аллаха! Если бы у меня были силы и возможность, то я непременно принял бы в нем участие».

Зейд ибн Сабит сказал: «В этот момент посланнику Аллаха ﷺ стали приходить откровения. Его колено лежало на моем колене. Его колено стало таким тяжелым, что мне показалось, что моя голень сломается. В этот момент ниспослание откровения закончилось, и он сказал: «За исключением тех, у кого есть уважительная причина» [Бухари, Тафсируль-Куръан, 18; Тирмизи, Тафсируль-куръан, 4/19, хадис №: 3033; Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].

Существуют также риваяты, в которых сообщается, что посланник Аллаха ﷺ попросил Бера ибн Азиба записать этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/144].

2. Риваят, переданный от Ибн аббаса, связывает ниспослание данного аята с битвой при Бадре. Ибн Аббас говорил: «Несомненно, не равны те верующие, которые вышли в поход на Бадр, и те, кто остался в Медине. Когда был ниспослан приказ отправляться в поход на Бадр, Абдуллах ибн Умми Мактум и Абу Ахмад (Абдуллах) ибн Джахш ибн Кайс аль-Асади пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! Мы оба незрячие. Есть ли для нас какое-то оправдание?», и тогда был ниспослан этот аят» [Тирмизи, Тафсируль-куръан, 4/18, хадис №: 3032; Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].

В другом риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, он рассказывал: «Когда был ниспослан аят: «Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью», то, услышав об этом, незрячий Абдуллах ибн Умми Мактум пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Аллах ниспослал аят о противостоянии на Его пути, который тебе известен. Я – человек невидящий, у меня нет сил участвовать в битве. Есть для меня какое-то оправдание перед Аллахом, что я не участвую в этом, сидя у себя дома?».

Этот аят для тех, кто не верит в жизнь после смерти
Данный аят был ниспослан в отношении Нуайма ибн Масуда аль-Ашджа, который хотел быть защищен как от мусульман, так и от многобожников, и для этого он занимался тем, что передавал посланнику Аллаха ﷺ слова многобожников, а им передавал его слова.
07.02.2022
2218

Посланник Аллаха ﷺ ответил: «По поводу твоего положения мне не приходило никаких повелений. Поэтому я не знаю, есть ли для тебя и тебе подобных какое-то оправдание».

Ибн Умми Мактум обратился к Аллаху со следующими словами: «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе по поводу того, что мои глаза не видят». И после этого Аллах Всевышний ниспослал аят: «Не равны верующие, которые остаются дома (кроме тех, кто имеет уважительную причину), не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов (рискующих) имуществом и жизнью, над остающимися дома» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/145].

В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром от Катады, сообщается, что в отношении Ибн умми Мактума было ниспослано в общей сложности четыре аята. Один из них этот аят, а другими аятами являются: ан-Нур 24/61; аль-Хадж 22/16 и Абаса 80/1 [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/643].

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle