• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О предстоящем визите российского президента в Иран

Время чтения: 3 мин
2410

На вторую половину августа этого года запланирован второй за последние шесть лет визит Владимира Путина в Тегеран. Эксперты считают, что цель визита – восстановление отношений с Исламской республикой  существенно ухудшившихся в период президентства Дмитрия Медведева.

Как известно, в свою бытность президентом Медведев под давлением США и Израиля приостановил поставку в Иран российского зенитно-ракетного комплекса С-300, а также согласился с введением против Исламской республики еще больших международных санкций. Помимо этого, бывший в ту пору президентом Махмуд Ахмадинежад подверг резкой критике принятое постановление о запрете продажи иранскому правительству российского вооружения. В ходе дальнейших российско-иранских контактов критические высказывания и взаимная пикировка лишь ухудшили и без того непростые отношения между странами и заставили говорить о наступлении серьезного кризиса в отношениях России и Ирана.

Тегеран всерьез заговорил о сокращении объемов военно-технического сотрудничества с Россией и потребовал от Москвы выплатить ему компенсацию в размере четырех миллиардов долларов за ущерб, нанесенный  вследствие введения эмбарго на поставку С-300. В целом, из-за сокращения объемов сотрудничества российский военно-промышленный комплекс потерял, по разным оценкам от 10 до 13 миллиардов долларов, так как в Иран поставлялись не только комплексы С-300, но и истребители МиГ-29 и истребители-бомбардировщики Су-34, а также запчасти и тех.обслуживание для стоящих на вооружении иранской армии российских танков. Именно поэтому В. Путин намерен наладить отношения с новым иранским президентом Хасаном Роухани  для того, чтобы договориться с ним о возможности продажи Исламской республике нового вооружения, а также по ряду других актуальных проблем.

Среди тем, которые вероятнее всего будут подняты в ходе переговоров, безусловно, находится тема иранской ядерной программы. Как известно, Россия (как и США) стремится всеми силами не допустить получение Ираном собственного ядерного оружия, но в отличие от американцев категорически отвергает любой военный сценарий решения проблемы, что может, в конце концов, повлиять на эффективность переговоров.

Другая тема – Сирия. В этом вопросе также возможен ряд продуктивных решений, обусловленных общностью позиций лидеров стран по сирийской проблеме, настаивая на необходимости сохранения Башара Асада на посту президента этой страны. В данном случае обе стороны заинтересованы в совместных слаженных действиях в этом направлении, особенно, когда войска Асада в Сирии одерживают одну победу за другой.

Другой важной темой может стать определение юридического статуса Каспийского моря и распределение областей нефтедобычи. Проблема остается нерешенной на протяжении последних 22 лет с момента распада СССР. Тогда, получившие независимость Туркменистан, Азербайджан и Казахстан заявили свои права на часть акватории Каспийского моря, и, в итоге, договорились о разделе акватории в соответствии с длиной береговой линии каждой страны прикаспийской пятерки, что не устроило Иран, настаивающего на равном разделе. Определенный оптимизм в каспийском вопросе внушается единодушием России и Ирана в вопросе недопущения какого бы то ни было присутствия некаспийских государств в водах Каспийского моря, прежде всего США.

Таким образом, ближайшая поездка российского президента в Тегеран может стать важным шагом на пути нормализации отношений двух стран, которые, в условиях ухудшения россйско-американских отношений и продолжающейся американо-иранской конфронтации можно по праву считать стратегическими. 

Социальные комментарии Cackle