Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Разоблачение в духе Ризаэтдина хазрата: едкая ирония, непримиримость и жесткая критика

2478

Риза Фахрутдин - разоблачитель фальсияикации Мцслими

Риза Фахрутдин - разоблачитель фальсияикации Мцслими

«Таварихе Булгария» - своеобразный жанр исторической хроники был чрезвычайно популярен в прошлом. Татарской историографии известны несколько сочинений, которые носят подобное название. Их авторы, а это были преимущественно высокообразованные и хорошо владеющие пером люди, рассказывали о своих представлениях о мироздании, об Исламе, пророках Аллаха, исторических событиях и фактах. Были среди таких произведений и весьма спорные, вызывавшие яростную критику со стороны ученых-богословов. Например, книга Хисамутдина Муслими «Таварихе Булгария» жестко критиковалась великим ученым Шигабутдином Марджани. А как относился к «шедевру» Муслими Риза Фахрутдинов? Какие доводы он приводил, разоблачая литературную фальсификацию?

Вот как повествует об этом ученый в своей книге ”Болгар вә Казан төрекләре” (“Булгарские и Казанские тюрки”)

Как пишет Хисамутдин ибн Шарафутдин аль-Муслими, он родился в селе Ташбилге, что находится недалеко от Казани. Род его происходит от известного старца Муслима. Хисамутдин жил в X веке по хиджре (XVI век по милади). Чрезвычайную популярность в народе получило его сочинение «Таварихе Булгария», которое выдержало 40 изданий в Казани и широко распространилось среди татар. Мне не раз приходилось лицезреть рукописные варианты данного сочинения, переписанные каллиграфическим почерком, впрочем, сии книги были намного объемнее, нежели их типографские оригиналы. По тому, как люди стремятся переписать и увековечить «Таварихе Булгария» можно судить о том, что в обществе наблюдается всплеск интереса к прошлому, однако это глубоко ошибочный вывод, так как здесь налицо стремление следовать за непроверенными и неубедительными идеями, изложенными на бумаге.

Упомянутый нами выше автор пишет, что сочинял «Таварихе Булгария» в продолжение 34 лет, после того как завершил свое образование у устада Сагдутдина ат-Тафтазани. Точка в сочинении была им поставлена в 992 году по хиджре/ 15 мухаррама 1582 года по милади в родном селе Ташбилге.

Здесь следует заметить, что приведенная выше дата - 992 год окончания этого произведения приходится аккурат после двухсот лет после кончины (792) Тафтазани. Тем самым сие сочинение никоим образом не может быть создано шакирдом досточтимого устада Тафтазани. Это, во-первых.

Во-вторых, автор проживал в Ташбилге в период завоевания Казанского ханства русскими, однако в своем сочинении не удосужился ни единым словом упомянуть об этой великой трагедии. Впрочем, Муслими вскользь где-то заметил, что русские ежегодно в октябре отмечают праздник «покров», приходящийся как раз на дату взятия Казани.

Кроме того в этом сочинении имеется множество мест достойных критики именно об этом подробно написано в «Мустафадель-ахбар». Жесткой критике это сочинение было подвергнуто и в книге «Татарская литература и история», которую написали Гали Рахим и Газиз Губайдуллин.

Действительно, в книге «Таварихе Булгария» имеет место множество безосновательных суждений и ложных сведений. Книга буквально напичкана небылицами и придуманными сюжетами. Однако вместе с тем, следует заметить, чрезвычайную осведомленность автора произведения. Можно предположить, что читателя завораживает искусство авторского обмана и это неудивительно в тех условиях, когда дело распространения литературы и печати находилось еще в самой начальной стадии.

Все что накопилось в моей душе на сегодняшний день по поводу указанной книги я и желаю изложить ниже более подробно:

1. По моим предположениям сия книга написана одним из просвещенных людей, который обучался в свое время у Тафтазани. Кто-то из племени предприимчивых и изворотливых присвоил рукопись и желая извлечь выгоду, все переиначил и исказил на свой лад.
2. Книга писалась лицом, которое не имело никакого представления об исторической науке. Автор ее собирал все, что попалось под руку, в том числе сведения, распространяемые в народной среде, и, не утруждая себя  научными исследованиями, включал все.
3. Книга представляет собой плод коллективного творчества, текст ее периодически дополнялся. В конечном счете рукопись попала в руки неизвестного и он, переписав ее, придал форму книги.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика