• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пример величия и праведности: хадже Авлия аль-Кабир

Время чтения: 5 мин
670

Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com.

Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com.

Он был вторым преемником почтенного хаджи Абдул-Халика Гидждувани  (куддиса сирруху). В первое время он занимался приобретением знаний, находясь в услужении у одного из андакиев Бухары.

Существует известное предание о том, как в один из дней хадже Абдул-Халик (куддиса сирруху) в Бухаре купил на базаре кусок мяса и направлялся к себе домой. Авлия аль-Кабир из-за глубокого уважения и чувства любви к хадже Гидждувани хотел ему помочь и донести мясо до его дома. Он сказал: «Дайте мне это мясо, и я вместе с вами донесу его до дома».

Достопочтенный хадже положительно отнесся к этому его пожеланию, и он отнес мясо к нему домой. После этого достопочтенный хадже проявил любезность и предложил Авлие аль-Кабиру: «Чуть позже приходите к нам вместе покушаем».

На обратном пути хадже Авлию аль-Кабира охватил бурный поток чувства любви по отношению к достопочтенному Абдул-Халику Гидждувани. По истечении некоторого времени он пришел к достопочтенному Абдул-Халику Гидждувани и поступил к нему в услужение (хизмат).

Завещание праведников: «Громкий смех убивает сердце мусульманина»

С началом первых же сухбатов (проведение времени - прим.) он удостоился чести быть принятым в воспитанники. Позже он стал одним из его избранных сподвижников, а ещё позже – одним из преемников. С того дня он ни разу не вернулся к своему прежнему учителю. Как ни старался его прежний учитель свернуть его с пути тариката, в который он вступил, никак не смог этого добиться.

Как только видел его, он каждый раз начинал дразнить, высунув язык, оскорблял его. Хадже Авлия аль-Кабир никак не реагировал на происходящее, не поддавался. Так продолжалось до той ночи, когда хадже Авлия аль-Кабир путем духовного постижения (кашф) узнал о совершенном его учителем мерзком деле. Наутро они встретились, и его прежний учитель начал как обычно упрекать, обвинять и унижать Авлию аль-Кабира.

Но хадже сказал ему: «Эй, устаз! Как тебе не стыдно? Этой ночью до утра ты занимался этим мерзким делом. Днем же стараешься в чем-то обвинить нас и сбить с пути Истины!»

Эти слова очень сильно подействовали на его бывшего учителя. Он понял, что благодаря обучению, воспитанию и контролю со стороны почтенного Абдул-Халика, у Авлии аль-Кабира открылся духовный глаз. Он раскаялся в содеянном и решил пойти на услужение к хадже Абдул-Халику. Придя к нему и покаявшись, он стал Его учеником и в последующем занял место среди его любимых учеников.

Фото: Cyrille Redor / shutterstock.com.

Фото: Cyrille Redor / shutterstock.com.

Авлия аль-Кабир, во время служения Учителю, совершил «чилля-и хаватир» (сорокадневный пост с молитвами) у ворот мечети на базаре Бухары. Сорок дней и сорок ночей он пребывал на этом месте, и ничто происходящее вокруг не смогло ему помешать.

Достопочтенному хадже Убайдуллаху (куддиса сирруху) так понравилась эта чилля, впервые совершенная почтенным хадже Авлией аль-Кабиром, что он закусил палец от удивления. Хадже сказал об этом: «Идущие по пути хаджеганов достигают за короткий срок такого высокого уровня, что любой услышанный ими звук кажется им зикром».

Об этой чилля хадже Убайдуллах (куддиса сирруху) говорил следующее: «Я считаю, что будет более правильным понимать смысл переданного от хадже Авлии аль-Кабира «хаватир чилля» не как отсутствие воздействия внешних предметов на сознание, а напротив, как отсутствие вреда внутреннему измерению от внешних воздействий, от невольных воспоминаний. Это можно представить как небольшую кучу мусора, которую уносит течением реки. Разве такое небольшое количество мусора может остановить течение реки? Нет, не может».

«В солнечную погоду будь для людей прохладной тенью»: праведный предшественник Исмаил-ата

Достопочтенный хадже Убайдуллах Ташкенди (куддиса сирруху) дал еще такое разъяснение:

У Аляуддина Аттара, который был одним из великих последователей хадже Бахауддина Накшбанди (куддиса сирруху), однажды спросили: «К вам в сознание не проникают никакие посторонние мысли?»

Этот благословенный человек (рахимахуллах) ответил так: «Да нет, время от времени бывает, что и приходят».

Вслед за этим он прочел этот бейит:

Бурная река очень быстро стекает,
В сердце ашика печаль недолго бывает.

Также известно, что идущие по пути тасаввуфа великие часто говорили так: «Печаль не задерживается», – говорят они, но не скажут: «Печаль не приходит».

Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com.

Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com.

Почтенный хадже святой Аляуддин Аттар еще так высказался в подтверждение этого афоризма: «Опасностям (невольным отвлекающим мыслям) невозможно воспрепятствовать. Трудно этого избежать. Несмотря на то, что в течение двадцати лет находясь под их естественным воздействием, мне удавалось их уничтожать, как-то раз в моем сознании внезапно промелькнула такая опасность, но не смогла в нем поселиться».

Воспрепятствование опасностям – очень трудное дело. Некоторые люди выдвигали идею о ненужности обращать на них внимание. Однако совсем не обращать внимания тоже будет неправильным. В противном случае, эта опасность (воспоминание) сделает сознание своим местом пребывания и, встав на пути поступающей в сердце благодати, образует заграждение».

Священная могила почтенного хадже Авлии аль-Кабира находится в городе Бухаре, рядом со смотровой башней крепости «Хакириз Хисар». Перед смертью он выдал четырем своим ученикам иджазу преемника, чтобы они призывали мусульман на истинный путь и наставляли их.

Из книги «Решахат. Капли из родника жизни»

Социальные комментарии Cackle