Реклама
История

Из истории мусульман Сомали

3099

В истории распространения и укрепления  ислама в Сомали важная роль принадлежит суфийским братствам Кадирийя и Салихийя. Руководители этих тарикатов – шейхи Мадар, Абд Ар-Рахман аз-Зайли, Авайс аль-Барави, Мухаммад Гулид и другие были известными духовными наставниками и их до сих пор помнят в современном Сомали. Суфийские братства проповедовали умеренный ислам и использовали мирные средства для его проповеди, которые учитывали настроения и обычаи местного населения.

Часто они использовали необычные методы для того, чтобы малограмотное сельское население прониклось исламскими идеями. Главной проблемой племен, населявших Африканский рог, были кровавые межплеменные войны, от участия в которых суфии всемерно воздерживались, но активно участвовали в разрешении конфликтов в качестве третейских судей, занимались образованием и принимали на себя функции религиозных руководителей. 

Однако история мусульман Сомали знает нескольких религиозных лидеров, которые возглавляли вооруженные отряды и принимали участие в междоусобных войнах с целью получения политических дивидендов. Этим, кстати, отчасти объясняется нынешняя «война всех против всех» в современном Сомали.

Первым из подобных событий, зафиксированным в истории стал конфликт между жителями религиозных  поселений (джамааака) города Бардера и султанатом Геледи. Поселения в Бардере были созданы в 1819 году шейхом Ибрагимом Ябаро,  который ввел в них  ряд ограничений, включая запрет на употребление табака, народные танцы и торговлю слоновой костью.

В середине 30-х годов XIX века, получив поддержку окрестных племен, джамаака решили расширить зону своего влияния на другие районы. Около 1840 года отряды джамааака дошли до города Байдоа и осадили город Бараве – исторический центр тариката Кадирийя  в Сомали, которым владели совместно султан Ахмед Юсуф Геледи и глава  клана Хинтири Маадоу, которые тут же отреагировали на попытку расширения зоны влияния Бардеры.

Тем временем город Бараве согласился сдаться на условиях отрядов джамаака, среди которых были запрет на употребление табака, народных танцев и выплаты ежегодной дани в размере 500 песса. Это вызвало немедленные ответные действия кланов, подчинявшихся султану Геледи.

Султан мобилизовал 40 000 воинов из всех кланов, напал на Бардеру и полностью ее сжег. 

Любопытно отметить и тот факт, что действия султана Геледи поддержал султан Занзибара, который опасался усиления кочевых племен Сомали. Исследователи рассматривают это столкновение как первое в истории противостояния местных «салафитов» и традиционалистов.

Следующая вспышка конфликта произошла в районе Марка, когда туда в 1846 году прибыл некто «шейх Али Абдуррахман»  (1787-1852). Он был родом из района Нугал, который ныне располагается в Пунтланде. Он посетил Мекку в те времена, когда там хозяйничали ваххабиты и встречался с последователями Абдулваххаба. По возвращении в родные края он  организовал школу, но его клан выступил против того чему он обучал и изгнал его с родины.  После этого Али Абдуррахман переехал в район Маджертайн, которым управлял султан Нур Осман.

Здесь ему также не понравились местные порядки, и он сблизился с двоюродным братом султана Хадж Фарахом Хирси, который хотел свергнуть своего родственника с престола и завладеть им. Возник союз, подобный союзу Абдул Ваххаба и Сауда - Хадж Фарах отвечал за политическую сторону, а «шейх Али» - за религиозную составляющую.

В 1846 году «шейх Али» со 150 своими сторонниками и большим грузом оружия и боеприпасов прибыл в Марку, принадлежавшую  клану Биимал, находившемуся в то время в конфронтации с  султаном Геледи. Он, с разрешения клана, обосновался вблизи города и начал обучение местных жителей. Сначала он попытался выступить в качестве посредника между султаном и мятежным кланом  и послал султану письмо с предложением своих услуг. Когда султан отказался, он объявил ему войну.

Однако клан Биимал  его не поддержал. Сторонники «шейха Али» вышли в одиночку против войск султана и были быстро разбиты.

Третий эпизод с использованием вооруженной силы во внутреннем противостоянии произошел в Бербере в 1895 году, когда туда прибыл Саид Мухаммад Абдулле Хассан – представитель суфийского ордена Салихийя. Беребера же была оплотом приверженцев ордена Кадирийя. Саид Мухаммад подверг публичной критике ряд ритуальных практик кадирийцев  и издал новые постановления (фетвы) по ряду вопросов.  В ответ на это кадирийские шейхи устроили религиозные дебаты, куда пригласили шейха Мадара Харгесси – главу всех кадирийцев региона и шейха Абдуллаха Аруси – учителя Саида Мухммада. В ходе дебатов были затронуты вопросы разрешенного и запрещённого в исламе.  Саид Мухаммад проиграл  диспут кадирийским шейхам, которые вознамерились изгнать его из города. Саид Мухаммад покинул Берберу, но затаил глубокую ненависть к тарикату Кадирийя.

Он собрал вокруг себя  своих  сторонников и  попытался создать отдельный эмират под своим руководством. Для этого он  отправился в северное Сомали, где были сильны позиции тариката  Дандаравийя. Саид Мухаммад потребовал полного подчинения находившихся под контролем дандаравийцев городов Шейх и Хахи. Когда они отказались это сделать, он напал на них и полностью сжег.

Действия Саида Мухаммада стали причиной долголетней вражды между последователями различных  тарикатов.

Анализируя историю межклановых столкновений современные исследователи выделяют общие для них характерные черты:  претензию на монополию в религиозной сфере, использование насилия против других мусульман, избирательное и некомпетентное применение норм Шариата. Они связывают это, прежде всего, с влиянием саудовского ваххабизма.

Проблема межклановых столкновений вновь встала в полную силу  после возникновения в 1980-х годах прошлого века  военизированной группы Аль-иттихад аль-ислами и вооруженного конфликта   90-х годов, вылившихся в  кровопролитные бои в Кисмайо, Пунтланде и Гедо в 1991, 1992 и 1996 годах. Хотя в том, что случилось в Сомали в конце прошлого века определяющее значение имело  внешнее вмешательство, три вышеописанных события сыграли свою роль в зарождении нынешних конфликтов. Все они сопровождались страданиями  больших масс местного населения, что мы и наблюдаем в современном Сомали. 

События в Сомали – яркий пример того, что  идеологические и политические различия могут привести к эскалации насилия под руководством амбициозных религиозных руководителей.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle
Home