• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Онлайн-медресе: на форуме мусульманских преподавателей презентовали новый проект ДУМ РТ

Время чтения: 6 мин
1834

«Добро пожаловать, искатель знаний», – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (хадис передал Ахмад).

Одно из обязательств каждого мусульманина – получение знаний от колыбели и до могилы. А в этом процессе главное – хороший, грамотный преподаватель, который поведёт верной дорогой знаний своих учеников. Но каким же должен быть настоящий мусульманский учитель, чтобы не только привить своим подопечным любовь к знаниям, но и дать в руки факел, с которым ученики пойдут по пути своей жизни? Именно об этом говорили в рамках ежегодного Форума преподавателей мусульманских образовательных организаций, который прошёл в Казани.

Мечеть – оплот татарского языка и нравственности

Форум преподавателей проводится с 2011 года Духовным управлением мусульман РТ совместно с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования и Российским исламским институтом и является уникальной площадкой по обсуждению и решению насущных проблем в сфере мусульманского образования и воспитания. В этом году он прошёл в рамках международного симпозиума «Теология традиционных религий в научно-образовательном пространстве современной России».

Первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Валиулин в своём выступлении отметил, что преподаватель должен активно работать не только непосредственно с шакирдами, но и с их родителями.

- Как только молодые люди переступают порог мечети, приходят на примечетские курсы, то появляется вероятность конфликта их с родителями на почве различий в мировоззрениях. Поэтому важно проводить родительские собрания, чтобы родители обладали достоверной информацией об исламском вероучении.

Также Рустам хазрат высказал свои пожелания касательно организации работы с шакирдами преклонного возраста.

Главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента по вопросам внутренней политики Аппарата Президента Республики Татарстан Айнур Султанов отметил возросшую актуальность примечетских курсов.

- В связи с ограниченными возможностями применения национально-регионального компонента в государственной образовательной системе, родители стремятся дать своим чадам воспитание в татароязычной среде и находят её непосредственно в мечетях. Отдельные слова благодарности в этом ключе хочется выразить муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину за понимание этих проблем. Что касается открытие примечетских курсов татарского «Без – татарлар», то это очень перспективное начинание. В рамках этих курсов не только обучают татарскому языку, но и дают знания об основах ислама и татарской истории, что позволяет воспитывать полноценную высоконравственную личность, знающую свой родной язык и испытывающую гордость за свою Родину. Смею заверить, что инициативы Духовного управления мусульман находят непременную поддержку у руководства нашей Республики.

По мнению Джалиля хазрат Фазлыева, преподавателям стоит уделять особое внимание вопросам нравственного воспитания учеников.

- Как пример достойной работы хочется привести деятельность директора Кукморского медресе Ришата хазрата Курамшина, а работу общеобразовательных школ Балтасинского района, где преподаются уроки нравственности.

В свою очередь руководитель Национального комитета по образованию Исполкома Всемирного конгресса татар Рустам Гильмутдинов обратил внимание собравшихся на необходимость активного применения цифровых технологий в учебном процессе.

Школы нового времени и онлайн-образование

Пожалуй, кульминацией форума стала презентация успешных практик обучения основам религии, в том числе с использованием информационных технологий. Так, главный редактор издательского отдела ИД «Хузур» Ленар Хамматов рассказал о проекте Духовного управления мусульман РТ «онлайн-медресе», которое реализуется на базе «Хузур».

- Проект онлайн медресе возник ещё в 2019 году и тогда мало кто думал, насколько важным и актуальным он станет. Мы все просим Аллаха избавить нас от испытания болезнями, но в то же мы отчётливо понимаем, что получение образования дистанционно порой является единственной возможностью получить исламские знания. Кроме того, немаловажным для нас является иметь возможность получить исламские знания именно на родном языке. Особенно актуально это становится в свете объявленного ДУМ РТ года родного языка, идущего в настоящий момент.

Главной причиной появления проекта онлайн медресе стало практически полное отсутствие дистанционного источника получения проверенных, традиционных для татар знаний по основам ислама. Эта проблема актуальна не только для жителей Татарстана, но и для татар других регионов России, а также для соотечественников по всему миру.

- Проект онлайн медресе Духовного управления мусульман даёт возможность слушателям курсов получить знания об основах ислама, выдержанные в духе татарской многовековой религиозной традиции. Учебные программы, которые легли в основу подготовки проекта соответствуют всем требованиям Устава ДУМ РТ, а именно следованию в вопросах вероубеждения школе Имама Матуриди, а в вопросах религиозного права – мазхабу Абу Ханифы. Таким образом, проект онлайн медресе – единственная на данный момент достойная альтернатива сомнительного качества видео-урокам и лекциям неизвестных «шейхов» из интернета.

Онлайн медресе – это простая, лёгкая, понятная и современная цифровая платформа, идеально подходящая для организации учебного процесса в рамках первой ступени системы мусульманского образования. Платформа доступна как для стационарных компьютеров, так и для смартфонов и планшетов на системах iOS и Android. Для изучения доступны следующие дисциплины: исламское право (Фикх), исламское вероубеждение (Акыйда), Коран и тафсир, исламская этика (Ахляк), арабский язык и таджвид, жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), история ислама у татар. Участие в записи уроков принимали преподаватели с высшим религиозным образованием, обучавшиеся в ведущих медресе и университетах Республики. Программа, по которой велась подготовка лекций, разработана методистами Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Основное методическое пособие – книга «Ислам дине нигезляре», общепринятая в Татарстане в качестве главного подспорья при организации примечетских курсов по изучению основ ислама.

Зарегистрироваться на образовательной платформе можно как через любую популярную социальную сеть, так и посредством электронной почты. Зарегистрировавшись в системе, слушателям курсов становится доступен личный кабинет. Кабинет представляет собой пространство, в котором отображается индивидуальный прогресс слушателя, предоставлена информация о количестве выполненных и непройденных тестов. В онлайн медресе, слушатели сдают тест после каждой пройденной темы. Переход к следующей теме становится возможным только в случае успешной сдачи теста. В случае ошибок – возвращаются к тем частям программы, которые не усвоили.

В рамках форума также были представлены опыт общеобразовательной школы «Ихсан» города Елабуги, деятельность полилингвального комплекса «Адымнар» в Казани, опыт реализации благотворительных проектов национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм». А работу примечетсих курсов продемонстрировали преподаватели мечети «Загир» села Шали Пестречинского мухтасибата, мечети «Адель» г. Казани, мухтасибата Лениногорского района и др.

Уже сегодня в Казани проходит международный Симпозиум «Теология традиционных религий в научно-образовательном пространстве современной России», в рамках которого будут рассмотрены вопросы, касающиеся развития мусульманского образования. В частности, участников познакомят с системой подготовки магистров и докторов в Болгарской исламской академии; будет презентован опыт сотрудничества между религиозными и светскими учебными заведениями в Татарстане, подготовки специалистов начального звена с применением религиозных образовательных стандартов, организации учебной деятельности в духовных образовательных организациях с применением дистанционных образовательных технологий, организации научно-исследовательской деятельности и т.д.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle