• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каким должен быть вожатый детского мусульманского лагеря? Часть3

1230

Вожатые и сотрудники мусульманского детского лагеря

Вожатые и сотрудники мусульманского детского лагеря

«Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети — это временно вверенное родителям Всевышним, за что им держать ответ пред Ним» (Абу Хамид Аль Газали).

Итак, представляем Вашему вниманию последний материал из цикла, посвящённого детальному разбору набирающих всё большую популярность с каждым годом детских мусульманских лагерей. Ранее мы с Вами разобрались с тем, что ожидает детей в рамках лагерных смен, кто приходит в вожатые, а также как организовывается работа внутри детского коллектива и какие задачи ставят перед собой организаторы. А сегодня мы остановим своё внимание на требовании к воспитателям и вожатым.

Безусловно, вне сомнения тот факт, что профессиональная подготовка вожатых играет едва ли не решающее значение для успешной реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы попытаемся раскрыть Вам особенности педагогического стиля вожатого.

- Этика вожатого – это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером, - подчёркивает Лейсан Ганиева, руководитель творческой группы «Бахет ачкычы». - Этика быта вожатых в лагере складывается из таких элементов, как одежда, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, форма отдыха, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения.

Должна проявляться скромность во всем – никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны видеть. В отношении с посетителями, родителями детей надо проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности.

Что касается проступков со стороны детей, то будет крайне неуместно делать замечания публично и тем более обсуждать провинность ребёнка перед всеми. Нужно это делать как можно тактичней и обязательно наедине. При этом важно понимать, что сразу поведение ребёнка не изменится, надо уметь проявлять красивое терпение и замечать, поощрять положительные сдвиги в поведении. Получая позитивную оценку своих действий, ребёнок будет стараться стать ещё лучше.

Такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Воспитатель и вожатый всегда должны помнить, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, которым нужна помощь и поддержка, а не анализ их действий с высоким набором требований.

Безусловно, к вожатым, в том числе и сотрудникам мусульманского детского лагеря, есть определённый достаточно жёсткий ряд требований. Давайте, остановимся подробнее на каждом из пунктов.

1.Внешний вид вожатого.

Внешний облик вожатого, кроме простого, опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер; доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и к каждому ученику отдельно.

Обязательные атрибуты – записная книжка, ручка и карандаш.

2.Отношения между вожатыми.

Исходная позиция поведения и взаимоотношений вожатых друг к другу – взаимно вежливое, как и всех сотрудников лагеря. Это значит, постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег-вожатых.

3.Отношение воспитателей к воспитанникам.

Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого.

- Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. При формировании своей позиции вожатый должен опираться на возраст своих воспитанников.

Обращения вожатого к подопечным детям должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, иногда специально подчеркнутую сдержанность учительского тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является не восприятие его слов.

Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, - тотчас перестаёт быть воспитателем. Между вожатым и воспитанников поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создаёт психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе может разрушить его в одночасье.

- Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

4.Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.

Если Вы хотите стать успешным вожатым, запомните одно правило: никогда не жалуйтесь на поведение ребёнка его родителям, обвиняя попутно последних в плохом поведении их чада. Следует всегда терпеливо выслушивать родителей, их замечания, тактично поделиться своими наблюдениями, пожеланиями.

5.Предотвращение плохого отношения к детям.

- При работе с детьми, получившими разноплановое воспитание в различных семейных и бытовых условиях, нужно понимать, что ребята могут вести себя зачастую диаметрально противоположно от ожиданий вожатых. В том числе бывают и такие случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинированнее надо чётко обрисовывать.

Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые правила.

Чувствовать время от времени необходимость для ребёнка нарушать правила.

Важно понимать и принимать тот факт, что дети не всегда могут успешно себя контролировать. В этом случае вожатый должен уметь быстро сориентироваться в ситуации и вовремя остановить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребёнка.

Знать, что ребёнок имеет обязанность в группе сверстников.

Нужно также понимать, что время от времени перемена в, казалось бы, фундаментальных убеждениях, свойственна любому человеческому существу, не говоря уже о только начинающей своё формирование личности. 

Дисциплинарные меры должны носить регулярный характер, иначе не будет никакого эффекта.

- Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом или оскорблять словесно. Эти действия часто приводят к сильнейшему стрессу у ребёнка по вине вожатого.

Важно во время работы с детьми выполнить нижеследующие операции для снижения риска:

Контроль деятельности одним или более руководителями должен осуществляться на протяжении всей лагерной смены.

Небезопасная практика или нарушение правил выполнения вида деятельности должны быть запрещены сразу же при появлении подобного поведения.

В конце дня вожатый подводит итоги, анализирует собственные действия, оценивает результаты проделанной работы и возникшие ситуации, даёт характеристику собственному поведению и поведению детей в коллективе. 

- Здесь крайне важно уметь признать свои ошибки, сказать самому себе: «Вот здесь я поступил правильно (или наоборот: проявил нерешительность, поступил нетактично, резко и т. д.)».

Что же представляет собой алгоритм анализа дня вожатым? Во-первых, это сбор информации в течение всего дня и дальнейшая её оценка по таким критериям, как воспитательная эффективность форм работы с детьми и подростками; эффективность проведенных дел; организация режимных моментов; анализ психологического состояния детского коллектива: общественное мнение (есть ли оно); настроение детей; отношение детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям; их организованность; наблюдение за изменениями в поведении детей.

Также крайне важно выявить и постараться оперативно устранить те причины, которые могут вызвать расхождение плана с фактическим состоянием дел. Завершающим действием является подведение итогом, принятие решений и оценка прошедшего дня, что позволяет более эффективно составить план дальнейшей деятельности и определить задачи на следующий день. Это одна из наиболее успешных форм по реализации самоконтроля со стороны вожатого и активного взаимодействия в плане реализации составленного плана смены.

Мы постарались раскрыть Вам некоторые нюансы того, как проходит смена детского мусульманского лагеря. Вы смогли не только узнать, куда отправить своё чадо на лето, чтобы ребёнок и отдохнул, и набрался новых знаний и умений, но и более детально ознакомиться с тем, какие требования предъявляются к вожатым и из чего состоит программа смены.

«Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его» (Абу Хамид Аль Газали).

 

Ильмира Гафиятуллина

Комментарии для сайта Cackle