Кому нужно давать садака аль-фитр?
19269

Кому нужно выплачивать фитр-садака?

Кому нужно выплачивать фитр-садака?

Вопрос.

Кому нужно давать фитр-садака? Разъясните, пожалуйста, этот вопрос подробнее.

Ответ.

Согласно мусульманским ученым, выделяются несколько категорий людей, которым необходимо давать закят. Это прежде всего неимущие [мискины]; малоимущие мусульмане [факиры]; сборщики закята; люди, которых необходимо предрасположить к Исламу [муалляфа кулуб]; невольники для выкупа; должники; люди, находящиеся на пути Аллаха; путники [аль-Касани, 2/43-46; ибн Хумам, 2/14-20].

Давайте рассмотрим каждую категорию по-отдельности.

1. Неимущие [мискины]

К этой категории относятся люди, которые ничего не имеют, им приходится просить у других продукты питания и одежду. То есть это крайне нуждающиеся люди. Часть из них лишена даже крова над головой.

2. Малоимущие мусульмане [факиры]

В эту категорию входят люди, чье имущество не достигает размера нисаба. Если даже человек имеет самое нужное, как дом, домашнюю утварь, деньги, которых хватает на выплату долгов, он считается малоимущими. К этой категории относятся люди, чьи доходы несмотря на то, что они имеют постоянную работу, недостаточны для решения насущных нужд.

3. Сборщики закята

К этой категории относятся люди, чьей непосредственной обязанностью является сбор закята с населения. Часть собранного закята может использоваться в качестве их заработной платы. Даже если сборщик закята обладает значительным состоянием, ему из фонда положено выплачивать определенную сумму. Но данная выплата не может превышать половину собранного закята.

Тот факт, что сборщики закята могут брать себе некоторую часть закята в качестве заработной платы, позволяет поручать сбор закята людям, имеющим определенный опыт и знания в этом деле, либо специальным организациям. Поэтому, такая организация, в задачи которой входит обязанность оказания социальной поддержки, сбор и распределение закята, может существовать на принципе самоокупаемости.

Однако сборщик закята должен действовать основываясь на справедливости и согласно предписаниям мусульманского права в отношении закята. Это относится к тем, кто занимается сбором, записью, распределением, охраной и т.д. закята.

4. Люди, чьи сердца необходимо предрасположить к Исламу [муалляфа кулуб]

В эту категорию входят люди, привлекаемые к Исламу, поэтому им можно отдавать закят. Например, после завоевания Мекки Пророк (мир ему) повелел выдать часть закята некоторым людям, принявшим Ислам. Однако среди них были и такие, которые еще не стали мусульманами.

Посредством этого акта благотворительности ставилась цель усилить веру людей, которые были неуверенны и отличались слабой верой в столпы Ислама. Также посредством оказания помощи некоторые люди склонились к добру, а другие хотя бы прекратили творить зло.

Из исторических источников известно, что Посланник Аллаха (мир ему) велел выдать по сто верблюдов Абу Суфьяну б. Харбу, Сафуану б. Умаю, Уйайне б. Хисну, аль-Акру б. Хабису и Аббасу б. Мирдасу. Что касается Алкамы б. Уласы, то ему выделили некоторую долю из воинских трофеев, взятых после битвы «Хунайн» [Аль-Джассас, Ахкамуль-Куран, 3/124; аш-Шавкани, Найлуль-автар, 4/166].

Во время правления праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) это правило было отменено. Он аргументировал этот запрет тем, что больше нет нужды в поддержке таких людей. Однако некоторые мусульманские правоведы считали, что в случае необходимости отдавать закят с такой целью можно [Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/233; аз-Зухайли, 2/871-872].

С другой стороны, по мнению ученых ханафитского и шафиитского мазхабов, приверженцам других религий отдавать закят нельзя. Они это объясняют тем, что Пророк (мир ему) давал им закят лишь потому, что на заре Ислама мусульман было мало, а неверные были многочисленны и сильны. Позднее Аллах возвеличил Ислам и мусульман, в силу чего давать закят немусульманам стало не обязательно.

5. Невольники

В прежние времена, когда существовало рабство, закят могли отдавать тем, кто желал избавиться от рабства, то есть чтобы человек мог выкупить себя. Но согласно международному праву и конвенциям рабство официально запрещено, поэтому отдавать закят невольникам в наши дни не актуально.

6. Должники

К этой категории относятся люди, у которых после выплаты долгов не осталось средств, достигающих размера нисаба. Сюда также можно отнести людей, чьи средства находятся у других людей и тех, кто не может возвратить свои средства.

Например, выбирая из двух категорий - малоимущий или должник, предпочтительнее отдать закят не бедняку, который не имеет долгов, а тому, который из-за своих долгов находится в затруднительном положении. Потому что должник морально не свободен, и ему нужно помочь решить мучающие его проблемы.

7. Люди, находящиеся на пути Аллаха

По поводу того, кого можно отнести к этой категории людей, мнения мусульманский ученых разделись. Так имам Абу Ханифа и Абу Юсуф считали, что закят дают только тем людям, которые находятся на пути Аллаха, которые пребывают в бедственном положении, а имам Шафии и имам Малик полагали, что имущественное положение человека не имеет значения.

Представители ханбалитского мазхаба и некоторые ханафиты полагают, что и совершение хаджа считается действием, направленным на достижение милости Аллаха. Поэтому всем желающим совершить хадж можно дать закят. Но при условии, что это хадж-фард, а не хадж-нафиль.

Знаменитый ханафитский факих аль-Касани в своем труде «аль-Бадайи» выражение «фи сабилиллях» [ради Аллаха] растолковал как «любые действия, совершаемые с целью достижения близости (милости) Аллаха».

Соответственно любой, находящийся на истинном пути, однако испытывающий нужду, относится к этой категории. Также сюда можно отнести людей занимающихся изучением наук. Поэтому, каждый, кто постигает знания, имеет право на получение закята, даже если он имеет значительное состояние [аль-Касани, 2/45].

Имам Малик к людям, находящимся на пути Аллаха, относил воинов сражающихся ради зашиты Ислама [аз-Зухайли, 2/876].

8. Путники

В эту категорию входят люди, отправившиеся в дорогу для совершения благих и хороших дел. Однако из-за материальных трудностей они не могут добраться до конечного места. Сюда можно отнести хадж, посещение какого-то человека, торговые цели.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle
Home