• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как Малайзии удалось стать мировым центром исламских финансов? История успеха

Время чтения: 6 мин
8683

Исламская экономика и финансы Малайзии. На Малайзию как другие мусульманские страны оказало влияние исламское движение возрождения среди интеллектуалов в большой степени в 1970-е годы. Отдельные лица, группы людей или учреждения обращались к малазийскому правительству с требованием создать исламские банки, удовлетворяющие потребностям мусульман.

На Экономическом Конгрессе Бумипутра в 1980 году была принята резолюция, требующая от государства разрешить Совету паломников (широко известный как Лембага Табун Хадж) создание исламского банка, позволяющего собирать и инвестировать деньги мусульман. В 1981 году во время Национального семинара по концепции развития в Исламе участники семинара призвали правительство обнародовать специальный закон, который позволит учреждать банки и финансовые институты, деятельность которых будет основываться на исламских принципах.

В соответствии с этими требованиями, 30 июля 1981 года правительство назначило Национальный Руководящий Комитет по исламскому банкингу. В Комитете председательствовал Тан Сри Ража Мохар бин Ража Бадиозаман (Tan Sri Raja Mohar bin Raja Badiozarnan). При подготовке своего доклада Комитет изучил деятельность Исламского банка Файсал в Египте и Судане (Коннорс, 1988). Окончательный доклад был представлен правительству 5 июля 1982 года, тогда же были даны следующие рекомендации:

(1) Должен быть учрежден исламский банк, деятельность которых соответствует принципам Шариата;

(2) Исламский банк должен быть зарегистрирован как компания под покровительством «Закона о компаниях» от 1965 года;

(3) Поскольку «Закон о банковской деятельности» 1973 года не распространяется на деятельность исламских банков, то согласно новому «Закону об исламской банковской деятельности» 1982 года должны быть введены вопросы лицензирования и надзора за исламскими банками. По новому зако ну Центральный банк Малайзии имеет преимущественное право контроля и регулирования, а также

(4) Исламские банки должны создавать свои собственные Шариатские Наблюдательные Советы, функция которых заключается в обеспечении деятельности исламских банков соответствующей законам Шариата.

В апреле 1983 года в силу вступил «Закон об исламской банковской деятельности». В то же самое время, правительство принимает «Закон об инвестициях» для расширения возможностей правительства по вопросу государственных инвестиционных сертификатов, основанных на принципах Шариата.

Первым исламским банком, начавшим работать в Малайзии, стал Исламский банк Малайзии (Bank Islam Malaysia Berhad) зарегистрированный в 1983 году. BIMB предлагает схожие продукты и услуги, доступные в традиционных банках, за одним лишь исключением – они соответствуют Шариату.

Создание исламской банковской системы, действующей параллельно с традиционной системой, является долгосрочной задачей Центрального банка Малайзии. Эта задача может быть достигнута посредством трех основных компонентов. Во-первых, система должна иметь достаточное количество игроков, во-вторых, услуги и продукты должны охватывать всю банковскую систему, и в-третьих, наличие межбанковских рынков, деятельность которых соответствует принципам Шариата. Согласно поставленной задаче, в общей сложности 21 исламских банковских продукт был введены в начале 1993 года, а 4 марта 1994 года Центральный банк Малайзии запустил программу, известную как «Беспроцентная банковская программа».

Благодаря этой программе, финансовые институты могут предлагать исламские банковские продукты и услуги. На экспериментальном периоде по этой программе были созданы три крупнейших коммерческих банка в Малайзии, после еще десять финансовых институтов учреждений присоединенных к этой программе.

В конце 1993 года в Малайзии существовал 1 исламский банк, 20 традиционных финансовых институтов, 8 финансовых компаний и 2 торговых банка, которые предлагают услуги и продукты, основанные на исламских принципах. Кроме этого, 3 января1994 года был представлен исламский межбанковский рынок, который имеет три составляющие:

(1) межбанковские торги исламскими финансовыми инструментами

(2) исламские межбанковские инвестиции

(3) исламская межбанковская чековая клиринг система

В соответствии с целью укреплять развитие исламской банковской системы в Малайзии, Центральный банк Малайзии в 1997 году создает Национальный Консультационной Шариатский Совет по исламскому банкингу и Такафул (National Shariah Advisory Council on Islamic Banking and Takaful). NSAC состоит из десяти участников, в том числе из одного иностранного.

Для содействия дальнейшему развитию исламской банковской системы и такафул правительство Малайзии в 2001 году внедрило «Генеральный план развития финансового сектора на 2001-2010 гг»., в котором говорилось о следующих характеристиках:

(1) банковский и страховой секторы должны занять 20% рынка и внести значительный вклад в финансовый сектор Малайзии.

(2) Представленные сильные и высоко капитализированные исламские банковские учреждения и такафул операторы предлагают полный спектр исламских финансовых продуктов и услуг.

(3) Отрасль поддерживается нормами Шариата и нормативно-правовой базой.

(4) Поддержка со стороны специализированного учреждения (шариатский арбитражный суд) в судебной системе, который рассматривает правовые вопросы, связанные с исламской банковской и такафул системами.

(5) Отрасль опирается на достаточное количество хорошо подготовленных, высококвалифицированных специалистов, управленцев, с необходимой квалификацией.

(6) Восприятие Малайзии как регионального исламского финансового центра.

Тан Сри Нор Мохд Якуп (Tan Sri Nor Mohd. Yakop), второй министр финансов, во время семинара по неисламским финансовым институтам, организованный Исламскими банковскими и финансовыми институтами в 2004 году заявил, что исламская банковская система вступила в третью фазу своего развития.

Первая фаза заключалась в введении исламского банкинга, вторая подразумевала создание исламского рынка капитала, а это десятилетие представляет третью фазу. Этот этап охватывает развитие и рост исламских активов и финансовых инструментов, которые имеют отношение к вакф, кредитам, кард хассан и закят.

Одновременно с постепенной либерализацией исламского банковского сектора и рекомендациями, заключенных в Генеральном плане развития финансового сектора, ЦБ Малайзии утверждает исламскую субсидиарную структуру, которая приходит на замену исламских окно в 2005 году. Новая структура позволила устранить большинство препятствий, которые мешали исламским окнам принимать участие в нетрадиционном банковском бизнесе, как например оптовая и розничная торговля, приобретение активов и земельной собственности, а также покупка акций через совместные предприятия и портфельные инвестиции.

Исламский финансовый ландшафт в Малайзии вновь притерпевает изменения в 2006 году после запуска в августе Малазийского Международного Исламского Финансового Центра (MIFC).

MIFC является коллективным проектом ЦБ Малайзии, Комиссии по ценным бумагам Малайзии, Управления по финансовым услугам ЛАБУАН оффшор и Бурса Малайзии (Рынок ценных бумаг Малайзии). Центр включает в себя отраслевых игроков банковского, страхового секторов и рынка капитала Малайзии.

Основная цель MIFC заключается в продвижении Малайзии в качестве основного центра для международных исламских финансов, используя некоторые стимулы, позволяющие создавать благоприятные условия для ведения исламского финансового бизнеса в Малайзии.

По состоянию на 2008 год исламские банковские активы составили 17,4% от совокупных активов банковской финансовой системы Малайзии (Малазийский банк Негара, 2008).

Общая сумма вкладов в исламскую банковскую систему в конце 2007 года представляла 11,9% от общего объема депозитов в банковском секторе. Между тем, финансирования, выданные исламской банковской системой по состоянию на конец 2007 года составили 13,7% от общего объема кредитов, выданных в Малайзии банковским сектором (Джеймс, 2009).

Исламская финансовая и банковская система:

философия, принципы и практика (Линова Медиа)

Малайзия

Социальные комментарии Cackle