• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Халифат при праведных халифах

Время чтения: 5 мин
11421

Со смертью Мухаммада перед мусульманской общиной встал вопрос наследования. Кто должен стать новым главой? Были четыре человека, претендовавших на место главы общины верующих: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн абу Талиб. Чтобы избежать раздоров среди различных группировок, Умар неожиданно для остальных схватил и пожал руку Абу Бакру — традиционный в то время знак признания нового руководителя. Вскоре каждый последовал его примеру, и до заката Абу Бакр был признан всеми халифом Мухаммада. Слово «халиф» означает «наследник», который должен править согласно Священному Корану и по примеру Пророка Мухаммада.

Халифат Абу Бакра продолжался недолго — до 634 г., но имел большое значение для ислама. Будучи примерным руководителем, он жил просто, прилежно исполнял свои религиозные обязанности, был открыт людям, но был тверд в своих убеждениях. Он сумел объединить различные племена Аравийского полуострова и направил свои усилия на борьбу против могущественных империй востока — сасанидов в Персии, византийцев в Сирии, Палестине и Египте.

Второй халиф — Умар (634–644), назначенный Абу Бакром в письменном завещании, продолжил его дело. Приняв титул Амира аль-му’минина («Повелитель правоверных»), Умар распространил ислам в Сирии, Египте, Ираке и Персии, что с военной точки зрения являлось, безусловно, выдающейся победой мусульман. В течение четырех лет после смерти Пророка мусульманское государство расширило свои владения до Сирии.

Управление на завоеванных мусульманами территориях осуществлялось с невиданной в тот век терпимостью. В Дамаске, например, мусульманский правитель Халид ибн Аль-Валид подписал договор, гласящий:

«Халид ибн аль-Валид обещает безопасность и сохранность жизней, имущества и церквей. Город не будет ни разрушен, ни отдан на поселения мусульманам. К тому же мы даруем договор Аллаха и защиту Его Пророка, халифов и верующих. При условии, что вы будете платить подушный налог, ничто не постигнет вас, кроме добра».

Умар, заключив мирный договор с жителями Иерусалима, так же обещал: «Ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Умар исповедовал подобный подход во всех делах своего правления. Несмотря на то, что он назначал в новых провин¬циях мусульманских правителей, существовавшие византийские и персидские управления сохранялись везде, где это было возможно. Так, на протяжении следующих пятидесяти лет греческий язык оставался официальным языком Сирии, Египта и Палестины. На пахлави, официальном языке саса¬нидов, продолжали говорить в Месопотамии и Персии.

Правление халифа Умара был кульминацией ранней исто¬рии ислама. Он прославился своей справедливостью, образцовыми общественными нормами и искусством управления государством. Его нововведения надолго оставили след во многих сферах обеспечения благосостояния мусульманской общины — налогообложении, финансовом и административ- ном устройстве развивающейся империи.

После смерти Умара учредительный совет, состоявший из сподвижников Пророка (сгв), выбрал третьего халифа: им стал Усман (644–656). Несмотря на то, что при его правлении прояви- лись первые серьезные проблемы в исламском единстве, этот период отмечен многими достижениями. Усман вел военные действия против Персии, добавил к владениям империи земли современной Ливии и покорил большую часть Армении. Он совместно с его двоюродным братом Муавийей ибн абу-Суфьяном, правителем Сирии, основал арабский флот, который впоследствии участвовал в ряде важных сражений с византийцами.

В этот период было завершено начатое еще при Абу Бакре составление полного текста Корана. Усман, осознавая, что первоначальное послание Бога могло быть непреднамеренно искажено в различных вариантах, назначил комиссию по сбору достоверных записей коранических текстов и уничтожению вариантов списков. В результате был составлен окон- чательный текст Корана, принятый и существующий и по сей день во всем исламском мире. Однако эти успехи военной политики и просвещения в период правления халифа Усмана сопровождались серьезными административными недостатками и слабостями.

Его обвиняли в явном пристрастном отношении к близким родственникам из рода Омейядов, которых он назначал наместниками в покоренные города. Чтобы разрешить эти обиды и недовольство, были начаты переговоры с представителями из Египта, однако вскоре они были прерваны, и Усман был убит. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолен.

Этот раскол углубился еще больше сразу после того, как Али, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, был избран четвертым халифом. Споры и разногласия заключались, главным образом, в правомочности правления Али (656–661).

Родственники Усмана, особенно Муавийя, могущественный наместник Сирии, где не признавалась законность избрания Али халифом, были убеждены, что правление Али неправомочно, поскольку поддержку его избранию оказали ответ¬ственные за неотомщенную смерть Усмана. Конфликт достиг своей наивысшей точки в 657 году в Сиффине близ Евфрата и, в конечном счете, привел к окончательному разделению между суннитами и шиитами — приверженцами Али.

После битвы у Сиффина Али, главные силы которого были сосредоточены в Ираке, а столица находилась в Куфе, начал терять поддержку многих своих последователей и в 661 г. был убит своим бывшим сторонником. Его сын Хасан стал халифом в Куфе, однако вскоре подчинился Муавийе, которого в 660 г. уже объявили халифом в Иерусалиме и признавали на всех мусульманских землях. Это ознаменовало приход к власти династии Омейядов, которая правила последующие 90 лет.

Однако раскол между суннитами и шиитами продолжал углубляться, и разделение между ними стало еще большим, когда в 680 г. сын Али Хусейн попытался отобрать халифат у Омейядов и вместе со своими сторонниками был убит в Карбале в Ираке. И поныне шииты каждый год скорбят в день его смерти.

Рафик Мухаметшин. История ислама в России.

Социальные комментарии Cackle