• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Взгляд со стороны: индонезиец об исламе в России

Время чтения: 6 мин
783

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Летом 2012 года увидела свет книга «Ислам в России», написанная Аджи Сурья – на тот момент, советником по культуре посольства Индонезии в Москве. Публикация выразила интерес, проявляемый в этом азиатском государстве к событиям, происходящим в мусульманском сообществе в России. К сожалению, книга так и не вышла на русском языке, но о ее содержании можно судить по рецензии кандидата исторических наук Гусева М.Н. Попробуем проследить, какие изменения произошли в российской умме, которую 12 лет назад запечатлел своеобразный «взгляд со стороны».

В первую очередь необходимо отметить, что, освещая различные острые вопросы, Аджи Сурья сохраняет неизменную доброжелательность. Автор указывает – вопреки огромным расстояниям, разделяющим страны, у мусульман России и Индонезии много общего. Несмотря на разновеликость мусульманских сообществ двух стран, именно «исламский фактор» остается непременной частью благоприятных отношений между государствами. Россия и Индонезия являются представителями так называемого «периферийного ислама», относительно молодого по сравнению с традиционным исламом в арабских странах.

По мнению Аджи Сурья, российское мусульманское сообщество пока еще находится в процессе становления после распада СССР и не выработало общую концепцию дальнейшего развития ислама в огромной многонациональной и многоконфессиональной стране. В качестве яркого примера приводится факт: по сравнению с царским периодом число действующих мечетей в Советском Союзе сократилось примерно с 10 тысяч до 100. Это не могло не привести к отставанию в исламском воспитании и образовании.

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Отталкиваясь от данного тезиса возможно зафиксировать динамичную деятельность российского мусульманского сообщества в разработке программ, отражающих актуальные вопросы взаимоотношений уммы с государством и обществом в целом. Еще в 2001 году была представлена «Социальная программа российских мусульман». На ее основе в 2015 году вышел обновленный вариант – «Социальная доктрина российских мусульман», что демонстрирует непрерывную работу сообщества по самоорганизации в свете новых вызовов.

Определить позиции российских мусульман в перспективе призвана «Стратегия развития ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года». Принятый в 2020 году, проект выражает, в том числе, осознанное стремление единоверцев к пониманию своей идентичности, а также формирует патриотические чувства. Все вместе направлено на укрепление исламской солидарности и единства в контексте российского общества.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Доктрины и стратегии пытаются максимально широко охватить все настоящие и будущие аспекты, касающиеся жизни мусульман в многоконфессиональной и многонациональной России. Что касается числа мечетей, здесь необходимо аналогичным образом прибегнуть к языку фактов. В 1991 году на всю страну имелось только 120 культовых сооружений, а сегодня их насчитывается более 7 тысяч. Изменения коснулись и сферы исламского образования в России, но перед их раскрытием следует обратить внимание на еще один тезис, высказанный Аджи Сурья в монографии.

Глава книги о развитии взаимоотношений мусульман России и Индонезии выражает необходимость построения нового «моста» между ними. В прошлом, регламентация религиозной деятельности в СССР была жесткой, практически сводя на нет контакты по мусульманской линии. В Индонезии ислам, несмотря на разногласия между приверженцами разных течений и взглядов, является мощной объединяющей силой. В России же пока не удалось сплотить приверженцев ислама вокруг масштабной общей идеи. Один из путей решения этой проблемы, по мнению Аджи Сурья, – расширение масштабов «классического» образования священнослужителей.

Фото: elements.envato.com/ 2ikononova

Фото: elements.envato.com/ 2ikononova

На сегодняшний день мусульманское образование в России прочно закрепилось в государственной системе координат. Учебные заведения проходят процедуру аккредитации в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Выпускники получают дипломы государственного образца и обладают интеллектуальным потенциалом для реализации возможностей во многих сферах жизни общества. О позитивных изменениях свидетельствует открытие первой в России исламской академии в городе Болгар, Республика Татарстан. Высшее учебное заведение, основанное в 2017 году, готовит магистров и докторов исламских наук.

Образование в рамках традиционного ислама способно противостоять радикальным толкованиям миролюбивой религии. Аджи Сурья не преминул рассказать о проблеме, представленной экстремистскими силами и исполнителями террористических акций, которые вероломно используют ислам в качестве идеологического прикрытия.

Россия и Индонезия добились определенных успехов в борьбе с этими негативными проявлениями. Используемые методы противостояния совершенно разные, но их сравнительный анализ может обогатить практику борьбы с экстремизмом в международном масштабе.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Не умалчивая о проблемах и уязвимых местах в российском мусульманском сообществе, Аджи Сурья удалось выделить все положительное, происходящее в жизни уммы самого большого государства. Взгляд индонезийского дипломата и публициста на жизнь российских мусульман 12 лет назад позволяет подчеркнуть динамичное и конструктивное развитие ислама в Российской Федерации.

На пути уверенного движения вперед невозможно избежать новых препятствий и трудностей. Но устремления как мусульман, так и представителей других вероисповеданий, обращены к достижению процветающего общества в России и во всем мире в целом.

Всемирный день религии: единство в разнообразии верований

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle