• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мусульманину вести себя с хейтерами?

Время чтения: 4 мин
4451

Новое время бросает новые вызовы. С погружением в соцсети неизбежно человек сталкивается с различными человеческими сторонами, как позитивными, так и негативными. Они воздействуют на нас не меньше, чем происходящее в реальности и, надо признать, некоторые могут действительно ранить и огорчить.

Однако мусульманкая этика не ограничивается только реальным миром. Истинный верующий должен показывать благонравие и в виртуальном мире. Так как мусульманину справляться с хейтерами? Стоит ли прибегать к ответной ненависти и уподобляться им?

Слово «хейтеры» относятся к людям, которые используют негативные и критические комментарии и поведение, чтобы огорчить или расстроить других. Они могут повторяться, целенаправленно атаковать «жертв», а некоторые могут продолжить травлю и в реальной жизни. Чтобы минимизировать зло и выйти из ситуации максимально «целым и здоровым» могут быть полезны некоторые исламские рекомендации.

1. Игнорирование

Не стоит отвечать на негативные комментарии. Не потому что страшно или боитесь, а потому что хейтеры этого и добиваются – внимания и реакции. Более того, с ними бесполезно вступать в дискуссию, ведь их цель не найти правду, а огорчить кого-то.

В Коране говорится:

«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «аль Араф», аят 199)

За хейтерством чаще всего стоит невежда или проявление невежества. Потому что умный, доброжелательный человек всегда найдет более красивые слова, чтобы выразить свое несогласие. Чтобы игнорирование не создавало ощущения дозволенности, стоит также прибегнуть к блокированию вредного пользователя. Так он не получит нужного внимания и при этом поймет, что его поведение неприемлемо.

Как наши "лайки" превращаются в грехи... >>

2. Доброжелательность и вежливость

Благонравие является или должно являться второй натурой мусульманина. Это значит, что оно имеет место и в отношении недоброжелателей. Иногда это действительно помогает, потому что человек, потрясенный проявлением доброты в ответ на его негатив, может захотеть пересмотреть свое поведение.

В Коране сказано: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссылат», аят 34)

Это не обязательство мусульманина, но порой это действительно помогает.

3. Мудрость и понимание

Порой такие люди становятся возможностью стать лучше. Но не потому что их поведение хорошее и заслуживает похвалы, а потому что хорош и стремится к благу тот, против кого они обратились. Человек, стремящийся к мудрости, может найти возможности для этого даже в контакте с неприятными людьми.

Рассказывают, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был сосед, который все время оставлял мусор у порога дома Пророка. Каждый раз Пророк (мир ему) убирал этот мусор и проявляя терпение ни словом не возражал соседу. Так продолжалось некоторое время пока однажды Посланник (мир ему) не обнаружил что мусора нет. Он поинтересовался что случилось с его соседом, и узнав, что он заболел, пошел навестить его. Тронутый поступком Пророка сосед после этого раскаялся в содеянном и принял Ислам. Каждый привносит в этот мир то, чем полнится его сердце.

4 совета для тех, кто хочет использовать соцсети с пользой >>

4. Упорство и верность цели

Часто целью недоброжелателей является сбить человека с толку, с его пути, который они критикуют то ли из зависти, то ли из гнева и ненависти. Они пытаются заронить в сердце человека сомнения относительно того, что он делает. Порой это не просто критика, но даже угрозы и шантаж.

Здесь уместно вспомнить один из хадисов: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал», поскольку «если бы» предоставляет возможность козням шайтана» (Муслим, 2664).

Наверно пятой и в целом основной рекомендацией является поддержание собственного душевного здоровья и позитивного, милосердного отношения к себе и к другим. В таком случае «мусору» недоброжелателей будет труднее долететь и испортить настроение. И каждый останется с тем, с чем пришел изначально.

Какой баракат можно извлечь мусульманину из социальных сетей? >>

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle