Будущие взрослые: как относился к детям Посланник Аллаха ﷺ
Фото: elements.envato.com/ vozdvizhenskayadina
Если шаг за шагом проследить за всеми учениями Посланника Аллаха ﷺ о детях, то нельзя не согласиться с тем, что он относился к детям как к взрослым людям. Возможно, это является узловой точкой в его взглядах. Взрослый должен смотреть на ребенка как на будущего взрослого. Если он сможет так поступать, то он будет оценивать его не по величине его маленького тела, а с уважением к его человеческому достоинству, и тогда проблема с уважением прав друг друга исчезнет сама собой.
В этой очень тонкой грани примеры Посланника Аллаха ﷺ являются весьма показательными для всех людей.
Посланник Аллаха ﷺ не мог позволить себе не замечать детей; когда он проходил рядом с детьми, то здоровался с ними (Муслим, Салям, 14), показывая, что он заметил их... Он интересовался тем, что беспокоит детей; когда встретил маленького Абу Умайра, он спросил, как поживает его воробей... (Бухари, Адаб, 81). Он придавал большую значимость здоровью детей; не отказывался от посещения больного ребенка иудея (Бухари, Марда, 11) приходил к нему и призывал к исламу, говорил ему, что он для него – независимая личность...
Когда к нему приходила его дочь Фатима (р.а.), он вставал для приветствия, брал её за руку и сажал на свое место (Абу Давуд, Адаб), и говорил: «Мир тому, кто больше других похож на меня»... Он учитывал мнение/выбор детей; если разводились родители, то словами: «Твой выбор достоин уважения», – предоставлял право ребенку самому выбирать, с кем ему остаться (Тирмизи, Ахкам, 21).
Однажды, по своему обыкновению, он решил поделиться своим напитком с присутствовавшими, и хотел начать с тех, кто сидел справа от него. Когда он повернулся направо, то увидел, что там сидит мальчик, а слева выстроились пожилые сподвижники. Но Посланник Аллаха ﷺ не мог пропустить очередь ребенка и лишить его благословения. Он спросил у него: «Ты разрешишь мне сначала налить напиток тем, кто постарше?»
9 советов родителям, желающим воспитать настоящего мусульманина
Фото: elements.envato.com/ joaquincorbalan
Но ребенок дал очень умный ответ: «Нет. Клянусь Аллахом, я не передам никому то, что придет от тебя!» Этим умным мальчиком был двоюродный брат пророка Мухаммада ﷺ Абдуллах б. Аббас (Ибн Хаджар, Фатх аль-бари). Тогда Посланник Аллаха ﷺ начал угощение с ребенка (Муслим, Ашриба, 127), говоря: «Пожалуйста, маленький человек».
Согласно тому, чему учил Посланник Аллаха ﷺ, у всех детей есть право жить и познавать под присмотром взрослых общественную жизнь. Пророк Мухаммад ﷺне отдалял детей от религиозной жизни, во время совершения пятикратных намазов иногда выделял детям отдельное место для того, чтобы они построили свой ряд молящихся (Абу Давуд, Салят).
При возвращении с похода его встречала толпа, и он среди этой толпы оказывал внимание детям, обнимал их, сажал на свое животное и таким образом въезжал в город (Бухари, Либас, 99; Муслим, Фадаиль ас-сахаба, 66). Он не противился тому, чтобы на проповедях или других подобных собраниях присутствовали дети, а когда ему однажды принесли свежие фрукты, он первым делом угостил детей, которые сидели рядом с ним (Муслим, Хадж, 474).
Эти права должны быть доступны каждому ребенку, несмотря на его веру, язык, расу и пол. Свои права получает не только везучий ребенок, родившийся в любящей семье, но и тот живущий под давлением ребенок, который нуждается в защите. Мы не должны забывать слова Посланника Аллаха ﷺ: «Дай каждому то, что по праву принадлежит ему!» (Бухари, Саум, 51; Бухари, Адаб, 86).
Нельзя забывать, что оказание помощи слабым и сиротам является повелением Корана.
«Тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините [их средства со своими], то они же – ваши братья [а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща]. Аллах знает, кто вредит, а кто приносит пользу. Если бы Аллах пожелал, то поставил бы вас в более трудное положение. Поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 220).
«Хорошо относитесь к родителям, родственникам, сиротам и беднякам, говорите людям хорошее [выбирая для выражения своих мыслей хорошие и мягкие слова], [полноценно] совершайте намаз и выплачивайте закят. [О иудеи!» (Аль-Бакара, 83).
«Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали [в молитве] лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; кто раздавал имущество, любя его, родственникам, сиротам, нищим, путникам, просящим [милостыню] и на [освобождение] рабов; кто [полноценно] совершал намаз, отдавал закят; кто выполнял обещания, если [что-то] обещал; кто был терпелив в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они – правдивые, вот они – богобоязненные» (Аль-Бакара, 177).
«Тебя [о Мухаммад] спрашивают, что расходовать. Ответь: «Все, что вы отдаете из благого – родителям, родственникам, сиротам, нищим и путникам. Что бы вы ни сделали хорошего, Аллах знает об этом» (Аль-Бакара, 215).
«Отдавайте сиротам [когда они достигнут совершеннолетия] их имущество и не заменяйте [свое] дурное [имущество] на [их] хорошее. Не поедайте их имущество вместе со своим имуществом. Поистине, это великий грех» (Ан-Ниса, 2).
«И не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не станет совершеннолетним. Выполняйте ваши обещания [данные Аллаху или людям]. Поистине, за обещания придется отвечать [в Судный день]» (Аль-Исра, 34).
«Поэтому не обижай сироту» (Ад-Духа, 9).
Фото: elements.envato.com/ halfpoint
Пророк Мухаммад ﷺ, даже возглавляя намаз своих сподвижников, учитывал состояние и права ребенка. Он говорил: «Я, вставая на намаз и желая его удлинить, если слышал (среди молящихся) плач ребенка, сокращал намаз, чтобы он не беспокоил мать» (Бухари, Азан, 65; Муслим, Салят, 192).
Каждый ребенок до наступления совершеннолетия является настолько невинным существом, что не будет призван к ответу; настолько безгрешным, что ангелы не записывают его ошибки (Абу Давуд, Худуд, 17).
Однажды он присоединится к другим взрослым, но влияние того, что происходило с ним в детстве, он будет ощущать всю оставшуюся жизнь. Если родители уважали его права и хорошо подготовили его к жизни, то они без недостатков получат воздаяние за свои старания.
Посланник Аллаха ﷺ обрадовал родителей благой вестью о том, что из-за хорошей молитвы тех, кого они после себя оставляют в этом мире, их Книга деяний не закроется даже после смерти (Муслим, Абу Давуд). Когда родители в Раю будут удивленно спрашивать: «О, Господь, как мы могли достичь такого высокого положения?», – им ответят: «Благодаря тому, что ваш ребенок молился о прощении ваших грехов!» (Ибн Маджа, Ибн Ханбал).
Милосердие и забота о детях
«Дети в свете хадисов»