• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Земледелие и его значение с точки зрения ислама

Время чтения: 3 мин
470

Фото: erika8213/ elements.envato.com

Фото: erika8213/ elements.envato.com

Земледелие и ислам

Наступила долгожданная весна. Села и деревни постепенно готовятся к посевной, а дачники на подоконниках начали выращивать рассаду для сада. Земледелие – это целая сложная наука, которая имеет многовековую историю.

Шигабутдин Марджани в своем труде «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» (Введение к биобиблиографическому словарю «Верность предшественникам и приветствие потомкам») в том числе дает определение земледелию. В этой статье, опираясь на Марджани и ряд других источников, мы попытаемся рассмотреть земледелие и его значение с точки зрения ислама.

Земледелие (аль-филяха) – это наука, изучающая растения в отношении их возникновения и выращивания посредством полива, ухода, профилактики болезней, доведения до совершенства путем обработки почвы, в том числе улучшения почвы посредством использования удобрений, защиты ее от вредителей, а также учета особенностей растений, времени и места их посева.

Название данной науки происходит от слова «аль-фалях», что значит «жизнь», поскольку ее знание необходимо для поддержания существования живого организма. В достоверном хадисе говорится: «Какой бы мусульманин ни посадил отросток или ни засеял посев, а затем из него стали бы питаться птицы, человек или животное, за это ему будет [записано] подаяние».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Нужно отметить, что представители арабской аристократии до прихода ислама считали земледелие занятием, унижающим их достоинство, в связи с чем оно было уделом нижайших слоев общества. С распространением ислама эта наука во многом стала развиваться благодаря богатому опыту персов, которые хорошо разбирались в видах почвы, удобрениях, сортах растений и прививках.

Эта наука стала предметом соперничества между мусульманскими учеными и была включена в число производственных наук. Она получила широкое распространение, поскольку руководители мусульман, от халифа и визирей, считали достоинством и предметом гордости непосредственное исполнение земледельческих работ.

Во времена Аббасидов возникли области, которые славились отдельными сельскохозяйственными культурами. Например, хорасанская область Тарик считалась лучшим местом для выращивания фиников и цитрусовых. Багдис был знаменит своими фисташками, Арраджан – льном, Сармак сушеными грушами, а Мерв – изюмом. В халифате все знали где растет лучшая пшеница, где выжимают лучшее оливковое масло и откуда везут лучшие гранаты.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Мусульмане достигли высоких результатов в области земледелия, также ими были разработаны разнообразные ирригационные системы. Мусульмане познакомили Европейский континент с такими растениями, как рис, шафран, имбирь, мирра (аль-мурр ас-сафи), кордия слизистая (шаджар аль-махит), пальма, а также такими продукциями земледелия как сахар, шелк и другие.

Мусульманские ученые составили фундаментальные труды по земледелию, большая часть которых была безвозвратно утрачена в круговерти обрушившихся на ислам бед. Среди такого рода работ можно назвать книгу Абу-ль-Аввама ибн Закарийи аль-Андалюси, состоявшую из 36 глав, в которой он упоминает типы садов, различные виды растений, в том числе злаков, способы их размножения, сбережения и лечения от болезней и вредителей.

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle