Зависть: она уничтожит ваши поклонения и доведет до нужды и страданий
Видов вреда, который причиняет зависть, насчитывается восемь:
1) Уничтожает поклонение и благодеяния.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِيَّاكُمْ وَ الحَسَدَ فَاِنَّ الْحَسَدَ يَأْكُلُ حَسَنَاتِ كَمَا تَأْكُلُ النَّارُ الْحَطَبَ
«Я предостерегаю вас от зависти. Поистине, зависть пожирает ваши благодеяния подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Давуд, Адаб, 52).
Передается от Зубейра (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха ﷺ говорил:
دَبَّ اِلَيْكُمْ دَاءُ الْأَمَمِ قَبْلَكُمْ أَلْحَسَدُ وَ الْبَغْضَاءُ وَ هِيَ الحَالِقَةُ أَمَا اِنِّي لَا أَقُولُ تَحْلِقُ الشَّعَرَ وَ لَكِنْ تَحْلِقُ الدِّينَ نَفسِي بِيَدِهِ لَا تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّي تُؤْمِنُوا وَ لَا تُؤْمِنُونَ حَتَّي تَحَابُّوا أَلَآ أَدُلُّكُمْ عَلَي مَا تَتَحَابُّونَ بِهِ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُمْ
«Вас поразила та же болезнь, которая поразила и общины до вас, это — зависть и злоба. Они — сбривают. Говоря, что «они сбривают» я не имею ввиду волосы. Нет, я имею ввиду то, что они сбривают вашу религию (наносят ей вред). Клянусь Аллахом, в Чьей власти находится душа моя, вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете. А не уверуете вы до тех пор, пока не полюбите друг друга. Сообщить ли вам о том, что поможет вам полюбить друг друга? Распространяйте между собой приветствие» (Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 56).
Важно знать: Зависть и защита от зависти
2) Зависть подталкивает человека на совершение греха.
Так как человек испытывающий зависть, никогда не сможет удержаться от злословия, лжи, поношения и насмешек. В хадисе, переданном от Дамра ибн Салябы (радыйаллаху анху) сообщается:
لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا لَمْ يَتَحَاسَدُوا
«Люди будут находиться на пути блага до тех пор, пока не начнут испытывать зависть» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 8/309 (№ 8157); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/149 (№ 13045).
3) Зависть является причиной лишения человека заступничества в Судный день.
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Бусра (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَيْسَ مِنّي ذُو حَسَدٍ وَ لَا نَمِيمَةٍ وَ لَا كَهَانَةٍ وَ لَا أَنَا مِنْهُ
«Кто завидует, занимается гаданием и предсказаниями, а также распространяет сплетни, тот не имеет ко мне никакого отношения, и я не имею к нему никакого отношения» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/172 (№ 13126). После чего посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прочитал следующий аят:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб 33/58).
4) Зависть становится причиной попадания человека в Ад.
В хадисе, переданном от Ибн Умара и Анаса (радыйаллаху анхума) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Существуют шесть человек, которые из-за шести вещей окажутся в Аду, еще до отчета». Сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Кто же они?». Он ответил:
أَلْأُمَرَاءُ بِالجَوْرِ وَ الْعَرَبُ بِالعَصَبِيَّةِ وَ الدَّهَاقِينَ بِالْكِبْرِ وَ التُّجَّارُ بِالْخِيَانَةِ وَ أَهْلُ الرُّسْتَاقِ بِالجَهْلِ وَ الْعُلَمَاءُ بِالحَسَدِ
«Правители, по причине тирании и деспотизма; арабы, по причине своего национализма; лидеры, по причине высокомерия; торговцы по причине несоблюдения заключенных соглашений; жители деревень по причине своего невежества; алимы по причине зависти» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 44030).
5) Зависть становиться причиной причинения вреда другим людям.
Поэтому так же как Аллах Всевышний приказал нам прибегать к Его защите от зла шайтана, точно также Он приказал нам прибегать к Его защите и от зла завистника.
В хадисе, переданном от Муаза ибн Джабаля (радыйаллаху анху) говорится:
اِسْتَعِينُوا عَلَي قَضَاءِ الْحَوَائِجِ بِالْكِتْمَانِ فَاِنَّ كُلَّ ذِي نِعْمَةٍ مَحْسُودٌ
«Просите помощи у вашего Господа в том, что касается скрытого удовлетворения своих потребностей. Так как у каждого человека, наделенного благом, найдутся завистники» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 20/94 (№ 183).
6) Зависть становится причиной душевных страданий и печали.
Кроме того, к этому можно добавить печаль и горе от совершенного греха и тяжкие последствия.
Ибн саммак (рахимахуллах) говорил: «Я не такого злодея, который был бы столь сильно похож на жертву злодеяния, чем завистник. Так как его душа постоянно порицает его, его ум спутан, и за ним неотступно следует печаль».
Распирает чувство зависти: как оказать первую помощь самому себе?
7) Зависть становится причиной угасания сердца.
Это достигает такой степени, что человек уже не способен ни воспринять, ни понять, ни одно из повелений Аллаха Всевышнего. Суфьян ас-Севри (рахимахуллах) говорил: «Избавься от зависти, что схватывать все на лету».
8) Зависть становится причиной нужды и неудач.
Завистник никогда не достигнет своих целей, его будут преследовать неудачи и нужда, и он ни от кого не получит помощи.
Поэтому было сказано: «Завистник никогда не станет господином».
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com