• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Все стали пленниками в десницах ее, и нищий, и царь, и бедняк..."

Время чтения: 2 мин
1844

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 192. Разъяснение того, что Истинный (Хак) (Пречист Он и Возвышен!) Красив и любит красивых1, то есть Пречист и любит чистых

 

Красива и прекрасна милость Его, несомненно,
Во всех красивых и в красавцах Китая.

Сказал Он: «Я прекрасен и люблю прекрасных,
А не несчастных и безобразных.

Обладатели сердца (ахл-и диль) в творении Моем жизни лишаются,
Что [уж там] жизни? Также и веры лишаются.

Красота Йусуфа каплей [является] от моря Моего,
Подобно солнцу и пылинке.

Во всех них свет Его увидь.
Что есть красота? Субстанция весьма избранная.

Посмотри же, от чего сошел с ума Меджнун.
Красота Лейли – это свеча, а он – мотылек.

Очам созерцание красивых полезно,
Подобно тому, как для обладателей сердца трапезой оно является.

Если бы не было красоты красивых в мире,
Как бы мастерство Создателя проявилось?

Солнце голову высунуло из воды и глины,
Смуту заронило в душу и сердце.

Друзья [Аллаха] и пророки в [этом] мире
Желают того света, вне всякого сомнения.

Является красота субстанцией (джаухар) в человеке,
Не с каждым человеком ведет она близкую дружбу.

Поскольку сердце склоняется к красивым,
Язык также говорить о них начинает.

Красота – это некая ловушка без приманки, [так и] знай!
Попались в нее самые разные люди.

Что бы ни случилось в мире, произошло благодаря красоте,
Никто не видел, чтобы шутка возникла от тоски.

Сколь много голов за волосы она подвесила,
Сколь много крови во все стороны она пролила.

Красота красивых такие дела совершает,
Повсюду тех влюбленных на виселице вешает.

Смутой обоих миров является только красота,
Досягаемы для красоты все люди.

Все стали пленниками в десницах ее,
И нищий, и царь, и бедняк.

Поскольку говорящим я стал благодаря описанию красоты Его,
Стал я в мире [этом] начальником смутьянов.

____________________________
1 - Аллюзия на хадис: «Аллах красив и любит красоту» (Сахих Муслим, 1/93)

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle