• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Будет ли принята сокращенная ду'а?

4340

Не тревожьте излишне Аллаха, не совершайте ду’а, которые становятся излишне тягостными для вас

Не тревожьте излишне Аллаха, не совершайте ду’а, которые становятся излишне тягостными для вас

Вопрос:

В нашем селе на пятничный намаз собирается до 20-25 человек и каждый из правоверных ради довольствия Аллаха Та’аля в пользу мечети делает пожертвования. По завершении намаза мы  читаем ду’а с поминанием всех близких родственников, родителей каждого жертвователя. На это уходит весьма много времени, руки, поднятые  на ду’а, устают. Некоторые пожилые люди успевают даже вздремнуть. Нет ли возможности несколько обобщить поминальную часть молитвы за счет чего немного сократить всю эту церемонию? Достигнет ли в том случае эта сокращенная ду’а до душ покойных?

Ответ:

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Во время совершения ду’а Аллаху не переступайте определенных пределов, так как Аллах вас слышит». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) любил часто повторять ду’а: «Раббана аатинаа фиддуньйа хасанатау ва филь ахийрати хасанатау ва кийна газабаннаар». Смысл: «О, наш Создатель! Ниспошли нам блага в этом мире и облегчи нашу жизнь, не лишай нас помощи и в предстоящей, обезопась нас от гибельного огня».

Приведенный здесь хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) можно растолковать следующим образом: «Не тревожьте излишне Аллаха, не совершайте ду’а, которые становятся излишне тягостными для вас, ведь Всевышний обладает способностью услышать вас». Краткое ду’а предпочтительнее чем продолжительное и многословное ду’а, потому что она достойно большего блага и соответствует по смыслу данному хадису.

Что же касается чтения ду’а в связи с пожертвованием, то в Шариате таких вещей нет. А если один мусульманин передает милостыню своему единоверцу с просьбой прочитать ду’а по какому-то поводу, то это разрешено. Условием к тому должно быть то обстоятельство, что данный правоверный должен быть более набожным, то есть приближенным к Всевышнему и соблюдающим  ритуалы Ислама, чем тот, кто делает подаяние.

Однако, по Шариату сам факт пожертвования должен быть тайным, не публичным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «В Судный день Аллах Та’аля укроет тенью от лучей палящего солнца одного из семи праведников, среди них будет и тот, чья левая рука не будет ведать о том, что подала правая». Суть подаяния заключена именно в этом таинстве, так как прилюдно совершенное подаяние за исполнение ду’а, возможно будет носить притворный, показушный характер.

Аллах в Священном Коране в 264 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний День».

Если же подаяние не будет совершено искренне, от чистого сердца и будет сделано ради показухи в лице других людей, без веры во Всевышнего и Судный день, то оно уподобится пылинке сметаемой дождевой водой с гладкой поверхности камня и не принесет добра и благ свыше, делающему подаяние. В Священном Коране сказано: «Не делайте ваши подаяния на виду у людей, ради того, чтобы показать это и упоминать об этом в разговоре, потому как тем самым вы сводите свои благодеяния на нет». А вот подаяния, которые считаются ваджиб-должные разрешается совершать прилюдно. Как например, закят, гушр или фитр-садака.

Что касается намерения, согласно Шариату, его условием является не произнесение вслух, а даже мысленное желание достичь тем самым довольствия Всевышнего, то оно ведомо Аллаху. Подающий даже может на словах провозгласить одно намерение, а в его мыслях будет совершенно иные цели, то он не удостоится  за это благ свыше. Потому что это не связано с тем, о чем говорится вслух, а связано с тем, что у человека в уме и душе.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации»

Комментарии

Яндекс.Метрика