Может ли самоубийство быть предопределено Всевышним?
10996

 

Суицид с точки зрения ислама.

Суицид с точки зрения ислама.

Вопрос: можно ли объяснить решение человека уйти из жизни предопределенностью судьбы? Если  ответ «да», то в таком случае мы становимся фаталистами и отрицаем волю того человека. Если «нет», то мы будто бы становимся отрицателями судьбы. И правильно ли задаваться подобными вопросами мусульманину?

Ответ: каждый имеет право задать интересующий вопрос относительно судьбы. Наличие такого вопроса не означает, что человек отвергает какой-либо аспект религии. К тому же, как мы знаем из Корана, Пророк Ибрагим (мир ему) спросил, каким образом будут воскрешены мёртвые, затем добавил: «Я спрашиваю это не с сомнением веры в Аллаха, а затем, чтобы удовлетворить своё сердце». В этой статье мы постараемся разъяснить данный вопрос более детально.

Основная суть судьбы: «Аллах знает всё, что было и будет». Если задуматься, то Он не оставляет без внимания волю человека. Знать – одно, делать – другое. Знающий – Аллах, делающий – раб.

Существует тонкая грань: мы не делаем, давая знать Аллаху; то, что мы будем делать уже известно Аллаху. Вопрос о незнании Аллахом будущего даже не ставится, так как не может Создатель этого не знать.

Рассмотрим этот вопрос на примере. Представим одного святого учителя (аулия), который говорит своему ученику: «Завтра я проведу с тобой экзамен по этой книге». Однако учитель, с дозволения Аллаха зная, что ученик не будет готовиться к нему, а станет смотреть фильм, матч, игры или просто потратит время на развлечения, с вечера ставит оценку «ноль».

На следующее утро во время экзамена ученик не справляется с заданиями и заслуженно получает неудовлетворительную оценку. Тогда учитель достаёт из кармана ежедневник и показывает ученику написанную вчера заметку: «Заранее зная, что ты не будешь готовиться к экзамену, я поставил тебе отметку «ноль». На что ученик отвечает: «Учитель! Вы заранее написали «ноль», именно поэтому я его и получил. Если бы вы загадали другую оценку – я мог бы получить более высокий балл». 

Следовательно, мы не делаем что-либо потому что так записал Аллах. Аллах записывает, зная то, что будет совершено нами. Это мы и называем судьбой.

Судьбу образно можно поделить на 2 части.

Та, на которую мы никак не можем повлиять. Она записывается полностью не по нашей воле. Например, это информация о том, где мы родимся, кем будут наши родители, внешний вид и какими мы будем обладать качествами и способностями. Мы не можем здесь что-либо решить. Поэтому не несём ответственности за то, что нам предначертано судьбой.

Другая часть судьбы связанна с нашей волей. Например, что мы решили делать и какое примем решение. Сердце бьется, клетки растут, делятся и погибают. В организме проходит масса процессов, о которых мы даже не подозреваем. Ведь ни один человек не регулирует это своими мыслями! Даже во время сна продолжаются процессы жизнедеятельности.

Не секрет, что есть некоторые вещи которые мы делаем по своему желанию. Решения на такие действия как: есть, пить, разговаривать, ходить и подобным явлениям мы принимаем сами. На пересечении дорог человек сам выбирает куда пойти. А жизнь полна "перекрёстков"...

Если всё, что мы делаем, создал Аллах, то в чём наша вина?

Представим, что в здании имеется два этажа: верхний, в котором приятно находиться, и человек уже знает об этом; и подвал, который полностью заставлен инструментами и прочим инвентарем, в котором холодно и сыро. По лифту можно попасть на любой из них.

Единственное, что нужно сделать человеку, так это лишь принять решение о том, на какую кнопку нажать и проявить инициативу. Лифт же, приходит в движение не при помощи силы воли, а посредством законов механики и физики. То есть, так как человек не поднимется на верхний этаж, точно так же он и не спустится в подвал благодаря своей мощи. Вместе с этим на волю человека оставляется то, куда направится он в лифте.

Все деяния человека по своей же воле могут оцениваться таким образом. Например, Всевышним определено, что посещать трактиры запретно, а ходить в мечеть, наоборот, дело богоугодное. Человек же по своей собственной воле, словно в лифте, сам для себя определяет место прибытия.

Как и к действиям, происходящим во Вселенной, процессам, происходящим в организме, человек не может соприкоснуться, даже приложив все свои усилия. Однако от него зависит то, на какую кнопку он нажмёт, куда он решит отправиться, и тело будет двигаться относительно этого направления. Исходя из чего и зависит, награда или наказание будет получено в итоге.

Если человек, словно «летящий по ветру лист дерева», если у него нет свободы выбора, если он не несет ответственности за свои поступки, в таком случае какой смысл в проступке? Тот, кто так скажет, разве сам не обратится к суду в случае необходимости? 

В противном случае, нжуно было думать вот как:

«Этот человек сжёг мой дом, посягнул на честь семьи, нанес вред ребенку, но он заслуживает прощения. Это ведь записано им судьбой, что поделать, он ведь не мог поступить никак иначе». Верно ли такое размышление?

Если бы человек не нёс ответственности за свои поступки, то не было бы значения у слов «хорошо» и «плохо». Поскольку каждый из людей делает не то, что хотел бы делать. Каждый человек в глубине души осознает, что он несёт ответственность за свои поступки и не является «опавшим листом с дерева, развивающимся по ветру»…

Islam-Today

 

Социальные комментарии Cackle
Home