• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему Ибн Таймия ошибался в своих утверждениях о посещении могил

1717

Почему Ибн Таймия ошибался в своих утверждениях о посещении могил

Почему Ибн Таймия ошибался в своих утверждениях о посещении могил

Мы предлагаем читателю обзор высказываний Ибн Таймийи о посещении могил, сгруппированных нами по пунктам и опровержение каждого из них.

1. Мнение Ибн Таймийи: Можно посещать могилы, расположенные недалеко. Это посещение может быть двух видов:

а) посещение, соответствующее шариату: приветствовать умерших, возносить дуа и получать назидание для себя;

б) посещение с элементами нововведения (бид’а): совершать действия, которые совершают христиане при посещении своих могил, т.е. просить что-то у умершего, прислоняться к могиле руками или лицом, совершать земной поклон могиле, обходить ее.

Опровержение: Разделять посещение могил на далекие и близкие не логично и безосновательно. Если цель совершения зийарата - как это принимает сам Ибн Таймийа - приветствовать умерших, возносить дуа и брать назидание для себя, то и нет разницы, совершать ли все это у близких, или у отдаленных могил. Также и нет разницы, совершать ли те действия, которые он называет бид’атом, у близких, или у отдаленных могил.

Как мы отмечали выше, обычай предпринимать странствия для посещения могил существовал всегда. И не один ученый не выносил решения (хукм) о том, что это макрух или грех. Да и почему это должно быть грехом? Предположим, вы живете в какой-то местности. Ваш отец или другой уважаемый родственник умер в другом месте и там был похоронен. Почему это должно быть не дозволено вам отправиться туда и навестить его могилу? Ведь и мертвые, как и живые, имеют свои права, их тоже надо уважать.

Если зийарат совершается неправильно, если имеют место нововведения, это отдельный вопрос. Ведь если какое-то деяние совершается вопреки правилам, это не значит, что надо совершенно оставить это деяние. Например, если человек совершает намаз неправильно, нельзя ему ска­зать: «Оставь, не совершай намаз!» Его следует предупредить, постараться исправить его ошибки. Этим и должен заниматься наставляющий.

2. Мнение Ибн Таймийи: Если человек отправляется в путешествие для посещения могилы, надеясь обрести саваб, с намерением выказать повиновение Аллаху, если он воспринимает это как поклонение (ибадат), то этот человек вступает в противоречие с единогласным решением ученых (иджма) поэтому вопросу и совершает запретное (харам). А как известно, люди, предпринимающие зийарат могил, всегда имеют именно такие намерения.

Опровержение: Утверждение о том, что с намерением обретения саваба и совершения поклонения предпринимать путешествие для зийарата противоречит единогласному решению (иджма) ученых и является грехом, безосновательно и ложно. Наоборот, существует единогласное решение ученых, что зийарат приносит вознаграждение и способствует обретению близости. Предположим, посещение могил не приносит саваба и не является поклонением. Что же тогда следует сказать о человеке, который отправляется в путь для зийарата с намерением обрести вознаграждение и совершить поклонение? Основа такова, что если какое-то деяние из разряда мубах совершается с намерением обретения вознаграждения и поклонения, то следует разобраться.

Если человек пришел к такому мнению в результате иджтихада, то он получает вознаграждение за свой иджтихад. Если же человек из тех, кто следует решениям муджтахида, т.е. мукаллид,и выполняет какие-то действия, следуя другим, то ему не записывается ни вознаграҗдение (саваб), ни грех.

Потому что подражание (таклид) в деяниях допустимо. Но будь он хоть муджтахидом, хоть мукаллидом, если человек, зная, что какое-то деяние не является ибадатом, совершает его с намерением ибадати, то он будет грешником. То же самое касается нововведений.

Тот, кто придумывает нововведения, грешник. Но если мукаллид, не зная, совершает бид’ат с намерением ибадата, то в этом нет греха. Ибн  Таймийа, не знающий этого основного принципа, решил, что совершение мубаха с намерением обретения вознаграждения (саваб) является грехом и харамом.

И, что еще хуже, утверждая, «Каждый совершающий зийарат имеет только эти намерения», он хочет сделать такой вывод: «Совершение путешествия для зийарата могил с намерением обретения вознаграждения запретно (харам), Те же, кто предпринимает такое путешествие, имеют только такое намерение. Поэтому каждый, кто совершает зийарат, совер­шает запретное (харам) деяние».

Значит, те сотни тысяч мусульман, ко­торые ежегодно со всех четырёх концов света, расходуя на это немало денег и обременяя себя длительным путешествием, прибывают в Мадину для зийарата могилы  нашего Пророка, совершают грех, харам. Это очень тяжёлое обвинение в адрес исламской уммы, которое могут бросить толь­ко те, кто совершенно не имеет страха в душе.

3. Мнение Ибн Таймийи: Сподвижники Пророка, опасаясь, что мечеть в Мадине превратится в подобие храма идолопоклонников, погребли нашего Пророка в его комнате. Ибо Посланник Аллаха сказал: «Не превращайте мою могилу в место торжеств». Идолопоклонничество родилось из посещения могил.

Опровержение: Также неверно и то, что утверждает Ибн Таймийа о погребении нашего Пророка саллаллаху аляйхи ва саллям в его комнате. Сподвижники захоронили его там исходя вовсе не из того соображения, которое приводит Ибн Таймийа.

Следуя хадису «Пророков хоронят в том месте, где они умирают», сподвижники погребли тело нашего Пророка там, где он умер -  в комнате его супруги Айши. Это общеизвестно. Что же касается хадиса «Не превращайте мою могилу в место проведения торжеств», то, возможно, здесь имеется в виду следующее:

а) навещайте мою могилу часто, а не в определённые, установленные праздничными дни, т.е. всегда.

б) не превращайте мою могилу в подобие места проведения праздника, не приходите для зийарата в нарядных одеждах, с радостным праздничным настроем, блюдите правила приличия.

В таком случае в этом хадисе нет запрета на совершение зийарата могил.

Считать обычай зийарата идолопоклонничеством, неправильно. Наш Пророк салллаху аляйхи ва саллям попросил в своей молитве: «О Аллах! Не позволяй превратить мою могилу в место поклонения идолам!» Нет никакого сомнения в том, что Всевышний принял дуа своего Пророка. Значит, и нет места для  какого-либо беспокойства.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Комментарии

Яндекс.Метрика