• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Когда очистили Мухаммаду его сердце, перенесли его с земли на небеса..."

Время чтения: 2 мин
3105

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 9. О вознесении (ми’радж) Посланника (мир ему!)

Когда очистили Мухаммаду его сердце (букв. грудь),

Перенесли его с земли на небеса.

Вознесся он над этим миром и над тем,

Ибо почувствовал запах того Царя царей (Аллаха).

Все, что было у него, осталось в пути,

Отправился вперед [он] на Бураке духовного рвения (химмат).

Джибриль отстал, а он прошел больше,

Прошел он дальше путь еще в сто тысяч лет.

Безграничное множество завес

[Он] разорвал, прошел сквозь них и отрешился.

Когда Мухаммад постиг тайны,

Он погрузился в то море жемчугоносное.

Нашел то сокровище, которому несть конца,

И ты распознай то место, остановись на мгновенье.

Тот посланник, чьим венцом является: «Клянусь жизнью твоей» (ла’амрук)1,

Такое вознесение – это также его вознесение.

Предопределением [Божьим] была та ночь, когда он это увидел,

Было [дано] ему сполна, и еще прибавилось.

Познал себя (букв. почуял запах свой) [и] постиг Истинного,

Через корень каждого волоса обратил на него [Аллах] сто взоров.

Стал Всевышний Истинный (Хак) вести с ним речь,

Своими собственными словами, дабы стал он искать.

Все познал [он], через все прошел,

Обрел соединение и спасся от разлуки.

Ничего больше не осталось,

Кроме влюбленного, который вверил себя Возлюбленному.

Все рассказал, как рассказал Мустафа,

Разве Мустафа когда-нибудь был разлучен с Истинным (Хак)?

__________________

1. Аллах в Коране клянется жизнью пророка Мухаммада, оказывая ему великую честь: «Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьяненные» (15:72).

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle