«В тот день несправедливые будут кусать локти»: аят о врагах Пророка ﷺ
Фото: CrispyPork / shutterstock.com/ru.
وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا
يَا وَيْلَتَى لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا
لَقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءنِي وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِلْإِنسَانِ خَذُولًا
«В тот день несправедливые будут кусать локти и говорить: «О, если бы я последовал путем Посланника! О, горе мне! О, если бы я не дружил с таким-то! Это именно он отвратил меня от Куръана после того, как [истина] дошла до меня». Шайтан сбивает человека, а затем бросает [одного]» (Фуркан, 27-29).
1. Убайй ибн Халяф и Укба ибн Абу Муайт были друзьями, и у них были очень хорошие взаимоотношения. Из них Укба иногда сидел с Пророком ﷺ, кое-что слушал от него.
Когда Убайй узнал об этом, он пришел к Укбе и клятвенно произнес: «Думаешь, до меня не дошли вести о том, что ты сидишь с Мухаммадом, слушаешь его? Если ты еще раз сядешь рядом с ним и будешь его слушать, или же, придя к нему, не плюнешь ему в лицо, то пусть мое лицо будет для тебя харамом».
Враг Аллаха Укба сделал так, как сказал ему его товарищ. И Аллах Всевышний ниспослал про них двоих эти аяты (Ибн Хишам “Ас-Сира ан-Набавия”, I, 358; Вахиди, стр. 235).
Почему пророк Мухаммад ﷺ предпочел быть бедным?
2. Также было передано и противоположное этому. В риваяте Аты аль-Хорасани Ибн ‘Аббас так объясняет: Убайй ибн Халяф порой приходил к Пророку ﷺ, и хотя и не уверовал, но сидел рядом с ним, прислушивался к его словам. Укба ибн Абу Муайт запретил своему другу поступать таким образом, и после этого был ниспослан этот аят (Вахиди, стр. 235; имам ат-Табари, внп., XIX, 6).
Некоторые другие рассказывали так: Убайй ибн Халяф и Укба ибн Абу Муайт были друзьями, сильно любившими друг друга. Из них Укба, когда возвращался из-какой-нибудь поездки, обязательно готовил угощение и приглашал знатных людей своего народа. В один из дней он также вернулся из поездки и позвал людей, и в том числе Расулюллаха ﷺ, к себе в гости.
Когда предложили покушать, Пророк ﷺ сказал: «До тех пор, пока ты не засвидетельствуешь, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, я не стану кушать твою еду».
И Укба произнес: «Свидетельствую: нет других богов, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник». И тогда Посланник Аллаха ﷺ покушал его еду.
Фото: Rawpixel / elements.envato.com
Убайй ибн Халяф в это время не присутствовал там. Когда ему сообщили об том, он пришел и спросил: «Ты стал сабиином, эй Укба?» В ответ на это Укба сказал: «Валлахи, я не стал сабиином. Но человек (Мухаммад) вошел ко мне и отказался кушать мою еду, если я ради него не произнесу это свидетельство. Мне стало стыдно, что он может уйти из моего дома, не покушав моего угощения, и я произнес свидетельство, которое он просил, а он покушал мою еду».
Убайй заявил: «Если ты не пойдешь и не плюнешь ему в лицо и не наступишь ногой ему на шею, я буду очень недоволен тобой». И Укба сделал так, как тот просил. (Вахиди, стр. 235). Он взял потроха и бросил на спину нашему Пророку ﷺ.
Вот про этих двоих Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Даххак говорит: «Когда Укба плюнул в лицо Расулюллаха ﷺ, его слюна вернулась обратно к нему, разделилась на две части, попала к нему в обе щеки и прожгла их. След от этого ожога оставался на лице Укбы до самой его смерти» (Вахиди, стр. 236).
Из книги "Асбабун-Нузуль"