В каком аяте Корана говорится о малом омовении?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مَّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ مَا يُرِيدُ اللّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَكِن يُرِيدُ لِيُطَهَّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«О, верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз (и у вас нет омовения), то вымойте лицо, руки по локти (включительно), протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток (включительно). А если (в то время, когда вам необходимо совершить намаз) вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь (совершив полное омовение тела – гусль). А если вы больны (и не можете использовать воду) или находитесь в пути и кто-либо из вас справил нужду, или вы имели (интимную) близость с женщинами, и при этом вы не нашли воды (для малого или полного омовения), то совершите таяммум чистой землей, протерев лицо (полностью) и руки (до локтей включительно). Аллах (вменил вам в обязанность очищение) не (потому, что) желает усложнить (вашу жизнь), но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны (Ему за те блага, которыми Он одарил вас)» (Аль-Маида, 6).
Этот аят называют «аят вуду» или «аят малого омовения». Также некоторые называли этот аят «аят таяммума», однако наиболее известным и распространенным является первое название. Аятом таяммума принято называть 43-й аят суры ан-Ниса, о причинах ниспослания которого мы говорили ранее.
О причинах ниспослания 43-го аята суры ан-Ниса читайте здесь: В каком аяте Корана говорится о таяммуме?
В некоторых риваятах упоминается название «аят таяммума», но при этом не приводятся слова самого аята, и поэтому некоторые алимы считали, что в этих риваятах имеется в виду 43-й аят суры ан-Ниса.
Именно по этой причине в большинстве тафсиров и других книгах история о потере Аишой своего ожерелья, которая стала причиной ниспослания хукма о таяммуме, приводится в связи с 43-м аятом суры ан-Ниса.
Касательно таяммума мы ограничимся лишь коротким риваятом, который приводит Хумайди в своем Муснаде от Аиши. В соответствии с этим риваятом в ночь Абва Аиша потеряла свое ожерелье. Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил двух человек на поиски этого ожерелья.
Когда наступило время намаза, то у этих двух сахабов не оказалось с собой воды. Из-за отсутствия воды они не могли сделать малое омовение, а без малого омовения не могли совершить намаз, и не знали, что им делать в этой ситуации. И тогда был ниспослан аят таяммума.
Усайд ибн Худайр сказал Аише: «Да воздаст тебе Аллах благом. Нет ни одной неприятной ситуации, случившейся с тобой, чтобы Аллах не показал тебе выход из нее, и не обратил это во благо всем мусульманам» [Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Хумайди, аль-Муснад, 1/88-89, хадис №: 165].
Считаем необходимым напомнить, что было два случая, связанных с потерей Аишой ожерелья. Первый из них стал причиной ниспослания аята о применении физического наказания к тем, кто ложно обвиняет целомудренную женщину в совершении прелюбодеяния.
Это интересно! Читайте также: История о том, как Аишу (р.а) обвинили в прелюбодеянии
А второй случай стал причиной ниспослания 43-го аята суры ан-Ниса, в котором сообщается о разрешении совершать таяммум при отсутствии воды.
Так, например, в риваяте, переданном Табарани от Аишы по каналу Аббада ибн Абдуллаха ибнуз-Зубейра, совершенно ясно говорится об этом.
В этом риваяте сообщается, что Аиша говорила: «После тех событий, когда в одном из походов я потеряла свое ожерелье, а затем была оклеветана клеветниками, мне снова выпал жребий отправиться в поход с посланником Аллаха (с.а.с.).
В этом походе я снова потеряла свое ожерелье, и все люди вынуждены были задержаться на этом месте, чтобы найти его. Абу бакр сказал мне: «Доченька! В каждом походе ты становишься обузой и проблемой для людей».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал разрешение на совершение таяммума. Абу Бакр снова пришел ко мне и сказал: «Вне всякого сомнения, ты очень благословенна» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/137].
Имам Суюти, приведя оба этих риваята, счел необходимым напомнить две вещи. Исходя из их важности и пользы, мы так же сочли необходимым упомянуть о них здесь:
1. Бухари, упомянув историю, ставшую причиной ниспослания хукма о таяммуме, открыто говорил о том, что слова «был ниспослан аят таяммума», упоминаемые в других риваятах, относятся к 6-му аяту суры аль-Маида.
Ибн Абдильбар говорил: «Это немного запутанный вопрос, и я не нашел средства исцеления от этого недуга. Так как нам неизвестно какой из этих двух аятов (ан-Ниса, 43 или аль-Маида, 6) имеет в виду Аиша».
Ибн Баттал говорил: «Аятом, который подразумевала Аиша, является аят суры ан-Ниса. Так как аят суры аль-Маида известен как «аят малого омовения». Тогда как в аяте суры ан-Ниса о малом омовении не упоминается вообще, поэтому называть этот аят «аятом таяммума» будет более уместно».
Аль-Вахиди также связывает ниспослание 43-го аята суры ан-Ниса с этой историей. Однако склонность Бухари к тому, чтобы считать, что в данном случае имеется в виду 6-й аят суры аль-Маида, кажется более правильным. Так как в приведенном риваяте об этом говорится совершенно ясно: «И тогда был ниспослан аят: «О верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз».
2. Хадис указывает на то, что малое омовение являлось ваджибом еще до ниспослания этого аята. По этой причине то, что сахабы были вынуждены остаться в месте, где нет воды, для поиска потерянного ожерелья, рассматривалось как заточение, и поэтому Абу Бакр подверг критике свою дочь, сказав: «Ты заперла людей здесь, где нет источника воды, и у них с собой нет воды».
Ибн Абдильбар говорил: «Всем алимам хорошо известно о том, что с того момента, как намаз стал фардом, посланник Аллаха (с.а.с.) ни разу не совершил намаз без малого омовения. Этот факт может отрицать только человек незнающий, или же упрямый неверующий».
Актуально! Читайте также: Тахарат - омовение перед молитвой
Здесь на ум может прийти следующий вопрос: «Если малое омовение существовало и раньше, совершалось в обязательном порядке, то в чем же тогда мудрость более позднего ниспослания аята малого омовения?».
На этот вопрос можно дать следующий ответ: «Мудрость этого заключается в том, что обязательность малого омовения была упомянута в читаемом откровении, то есть в Коране».
Или же можно ответить так: «Первая часть этого аята (где говорится о малом омовении) была ниспослана в то время, когда малое омовение стало фардом (обязательным), а оставшаяся часть аята, в которой говорится о таяммуме, была ниспослана позже, в связи с этой историей (когда Аиша повторно потеряла свое ожерелье)».
Однако из этих двух ответов наиболее подходящим кажется первый ответ. Так как наряду с тем, что малое омовение было вменено в обязанность в Мекке, сам аят целиком был ниспослан в Медине [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/137-138].
Автор: Islam Today