• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Уроки суры Ат-Тауба: «Им негде укрыться от гнева Аллаха, кроме как у Него же»

Время чтения: 7 мин
1613

لَقَد تَّابَ الله عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ مِن بَعْدِ مَا كَادَ يَزِيغُ قُلُوبُ فَرِيقٍ مِّنْهُمْ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ إِنَّهُ بِهِمْ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ (117) وَعَلَى الثَّلاَثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُواْ حَتَّى إِذَا ضَاقَتْ عَلَيْهِمُ الأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ وَضَاقَتْ عَلَيْهِمْ أَنفُسُهُمْ وَظَنُّواْ أَن لاَّ مَلْجَأَ مِنَ اللّهِ إِلاَّ إِلَيْهِ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ لِيَتُوبُواْ إِنَّ اللّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ (118) يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ (119)

«Аллах уже принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час (в сражении при Табук, когда один финик делился на двоих, а десять человек по очереди ездили на одном верблюде и мусульман сильно мучила жара), после того, как сердца некоторых из них едва не уклонились в сторону (они чуть не решили уйти с поля боя из-за трудностей, с которыми столкнулись). (Всевышний Аллах) принял их покаяние. Поистине, Он — к ним Снисходительный, Милующий. (Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (для их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него же. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих). О верующие! Бойтесь Аллаха (избегая грехов) и будьте с правдивыми (в вере и выполняйте обещания)» (Тауба, 117-119).

В риваяте, переданном от Джабира сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении троих ансаров: Ка`ба ибн Малика, Хиляла ибн Умаййи и Мурара ибнур-Раби.

После того, как посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину из похода на Табук, к нему пришли восемьдесят с лишним человек, которые не приняли участия в походе на Табук, и стали излагать свои лживые оправдания, тогда как эти трое пришли и честно признались в том, что у них нет никаких оправданий и уважительных причин, по которым они не приняли участия в этом походе.

Сура Ат-Тауба: почему лицемеры отдали все свое имущество Пророку ﷺ?

И тогда окончательное решение в отношении них было отложено до того момента, пока от Аллаха Всевышнего не будет послан какой-либо знак.

Ситуация, в которой они оказались, стала для них истинным испытанием. Эту историю, о долгих днях предшествовавших ниспосланию этих аятов, рассказанную главным ее участником Ка`бом ибн Маликом и переданная его сыном, была приведена во всех достоверных сборниках хадисов.

В этом риваяте говорится: К концу жизни Ка`б ибн Малик полностью ослеп. Его сын Абдуллах, ухаживавший за ним, говорил: «Я слышал, как мой отец рассказывал:

«Я не пропустил ни одного военного похода посланника Аллаха ﷺ  за исключением похода на Табук. Поистине, никогда я не был столь силен и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошел с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха ﷺ то до похода на Табук, отправляясь в другие походы, он всегда скрывал истинную цель похода (делая вид, что отправляется совершенно в другую сторону). Однако готовясь к походу на Табук он не скрывал истинной цели этого похода и места назначения.

И когда настало время похода, посланник Аллаха ﷺ выступил в страшную жару и в этом походе его ждали дальний путь, безводная пустыня и многочисленный враг. Он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха ﷺ было так много мусульман, что количество их не поддавалось счету.

Асбабун-Нузуль: аят о лицемерах, которые насмехались над Пророком ﷺ

Посланник Аллаха ﷺ выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а деревья давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, ﷺ, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: «Я могу сделать это потом», и я продолжал поступать так, другие же серьезно готовились.

В конце концов, посланник Аллаха ﷺ утром двинулся в путь вместе с мусульманами, а я так ничего и не сделал для подготовки. Тогда я сказал себе: «Я подготовлюсь за день или два после его отъезда, а потом присоединюсь к ним».

На следующее утро я вышел, чтобы готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и снова вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении участники похода, которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их.

О, если бы мне удалось сделать это! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха ﷺ, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний.

Что же касается посланника Аллаха , то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: «А что делает Ка‘б?».

Один человек из племени бану Салима сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! Его задержали две его одежды и его самолюбие».

Узнав о том, что он уже возвращается из Табука, я стал беспокоиться и придумывать ложные оправдания, говоря (себе): «Как мне избежать его гнева завтра?».

Я обращался за помощью в этом к каждому мудрому человеку из членов своей семьи. Когда же стали говорить, что, посланник Аллаха , находится уже совсем близко (от Медины) все ложное ушло от меня, я понял, что мне ни за что не спастись от его гнева с помощью лжи, и решил сказать правду.

«Жизнь – за жизнь»: свирепые времена джахилии в суре Аль-Маида
Люди времен джахилии были свирепыми и следовали по пути шайтана.
10.11.2022
1785

А потом к нему подошел я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: «Подойди». Тогда я подошел (ближе) и сел перед ним, а он спросил: «Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?».

Я сказал: «Да. Клянусь Аллахом, о, посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделен красноречием. Но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах все равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это Всевышний Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силен и обеспечен как никогда!».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Он сказал правду. Ступай же и жди, пока Аллах не сообщит решения о тебе».

Потом я спросил людей из племени бану Салима: «А случилось ли еще с кем-нибудь то же, что и со мной?». Они сказали: «Мурара ибн ар-Раби‘ аль-Амри и Хиляль ибн Умаййа аль-Вакифи». Это были два праведника, принимавшие участие в битве при Бадре и служившие для меня примером. И после того, как они назвали (имена) этих двоих, я решил (не отказываться от своих слов).

Посланник Аллаха  из всех оставшихся в Медине запретил людям разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив свое отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал прежде, и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил из дома, принимал участие в намазах вместе с другими мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной!

Однажды после того, как я провел уже много времени, сталкиваясь с подобной отчужденностью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошел до ограды сада моего двоюродного брата Абу Катады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на мое приветствие!

Тогда я сказал ему: «О, Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, скажи, известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его, посланника?». На этот раз он сказал: «Аллах и Его, посланник знают об этом лучше!».

Продолжение следует...

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle