• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Угрозы в отношении неверующих: история ниспослания суры «Саба»

Время чтения: 3 мин
208

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Сура «Саба» была ниспослана в Мекке после суры «Лукман». Однако имеются разногласия по поводу того, мекканским или мединским является 6-й аят: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального».

Ибн ‘Аббас утверждал, что этот аят тоже мекканский, и что здесь имеются в виду мумины, сподвижники Пророка ﷺ. Мукатил же считал этот аят мединским и что в нем речь идет о ставших мусульманами в Лучезарной Медине ‘Абдуллахе ибн Саламе и других подобных ему. Катада, объединив обе точки зрения, говорил, что в аяте имеются в виду мумины из уммы Пророка ﷺ независимо от того, где они стали мусульманами: в Мекке или в Медине (Рази, внп., XXV, 238; Куртуби, XIV, 166).

В «Аль-Бахре» о причине ниспослания суры сказано следующее: «Услышав аят «Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин...» (Ахзаб, 73), Абу Суфьян сказал мекканским неверным: «Мухаммад угрожает нам мучениями после смерти и хочет напугать нас воскрешением после смерти. Клянусь Латом и Уззой, никогда киямат не наступит, и мы никак не будем воскрешены».

Вот в связи с этим Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Нет, клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное! Киямат непременно наступит для вас». Остальная часть суры по сути состоит из угроз и устрашений в их адрес (Алуси, XXII, 102-103).

«Какой грех самый большой перед Аллахом?»: ответ из Корана

Наряду с утверждениями о том, что эта сура мекканская, имеются также риваяты о ниспослании некоторых ее аятов в Лучезарной Медине.

Один из них – хадис Фарвы ибн Мусайка аль-Муради (аль-Гутайфи). Он рассказывает так: «Я пришел к Пророку ﷺ и спросил: «Эй, Посланник Аллаха! Воевать ли мне вместе с моими соплеменниками, пришедшими со мной (уверовавшими), против оставшихся (или отрекшихся от веры)?» Он разрешил мне воевать против них и назначил меня эмиром над мусульманами из моего племени. Когда я вышел от него, он спрашивал про меня и говорил: «Что сделал Гутайфи?»

Ему сообщили, что я в пути, то есть покинул Медину. Он послал кого-то за мной позвать меня. Я вернулся обратно. Он сидел вместе с некоторыми из его сподвижников и сказал мне: «Призови к исламу оставшихся из твоего племени. Кто из них согласится стать мусульманином, прими его мусульманство. Относительно тех, кто не стал мусульманином, не торопись что-то делать, пока они не сделали тебе ничего плохого». И потом об этом были ниспосланы аяты из суры «Саба»...» (Имам ат-Тирмизи “Тафсир аль-Куръан”, Саба, 34/1, хадис № 3222; имам Абу Дауд, Хуруф, 1, хадис № 3988). 

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle