• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ученый Салах Абу-аль-Хадж: «Шариат и его цели соответствуют природе человека, его естеству»

Время чтения: 5 мин
2273

Ученый Салах Абу-аль-Хадж: «Шариат и его цели соответствуют природе человека, его естеству»

Какие цели преследует шариат? Существуют ли доказательства целей шариата? Для чего вообще современным мусульманам шариат?

На эти вопросы в рамках курсов повышения квалификации по теме «Особенности издания фетв в России и исламском мире: теория и практика» отвечал Салах Абу-аль-Хадж, доктор исламских наук, профессор, декан факультета ханафитского фикха Международного исламского университета.

«Когда мы говорим о доказательности целей шариата, основываясь на тексте Священного Корана, то видим, что много аятов Корана, хадисов указывают на определённые цели, стоящие перед шариатом. Коранические аяты указывают, что Священное Писание было ниспослано для выведения человечества на прямой путь, для улучшения жизни человека, чтобы показать, что для него является наилучшим в мире этом и следующем», – уверен спикер.

В некоторых аятах, отмечает ученый, разъясняются причины законоположения. К примеру, касательно поста сказано, что всем уверовавшим предписан пост. Аргументом является то, что посредством поста, может быть, будет увеличена богобоязненность человека.

«Есть также хадис о том, почему нужно спрашивать разрешения на вход: чтобы человек не увидел то, что не полагается его глазам, для сохранения чести людей, которые находятся внутри помещения. Также в одном из хадисов говорится об устранении наджаса, когда у людей присутствует кошка. Мы знаем о том, что кошка отличается от прочих животных, в том числе от собак, чья слюна портит омовение», – добавил Салах Абу-аль-Хадж.

Между учёными есть согласие в том, что все религии пришли с тем, что лучше (Фото взято: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=V2tBRg05ORc).

Между учёными есть согласие в том, что все религии пришли с тем, что лучше (Фото взято: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=V2tBRg05ORc).

Следующий довод относительно доказательности целей шариата – иджма. Речь идёт, по словам учёного, о том, что Коран есть не что иное, как направляющий на прямой путь, то есть направляет к тому, что благо, к тому, что лучше.

«Между учёными есть согласие в том, что все религии пришли с тем, что лучше и с тем, в чём польза для людей в этой жизни и в ахирате. А посланники были отправлены Всевышним только для осуществления того, что полезно. Изучая, понимая, мы пришли к тому, что, если видим, что где-то есть польза, то с большой вероятностью можно сказать, что эта вещь в шариате является требуемой», – отметил устаз. 

Коран и сунна наполнены разъяснением причин, разъяснением мудрости и польз шариата. Те указания, которые там есть, имеют свою причину, пропитаны мудростью и безграничной пользой. Таким образом, сам Коран даёт нам множество причин соблюдения шариата.

«Одним из доводов подтверждённости целей шариата являются рациональные доводы, а также исторические аспекты, которые указывают, что во все времена и во всех местах шариатские хукмы узаконены для пользы и отвечают природному естеству человека. Нужно понимать, что особенности целей шариата неразрывно связаны с особенностями шариата, самого законодательства в исламе. Как шариат, так и его цели соответствуют природе человека, его естеству. Это цели, с которым Аллах ниспослал эту религию, ниспослал Коран», – заверил участников курсов повышения квалификации доктор исламских наук.

Ученый Салах Абу-аль-Хадж: «Шариат и его цели соответствуют природе человека, его естеству»

Какие же у шариата есть цели?

Есть цели общие, а есть частные. Общих целей шариата всего пять:

1. Защита религии.

Пророк ﷺ сказал Айше (р.а.): «О, Айша! Если бы твои соплеменники не были столь близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы её дверь до уровня земли, и сделал бы в ней две двери  восточную и западную, и перестроил бы ее фундамент, заложенный Ибрахимом» (Бухари).

2. Защита личности.

Всевышний Аллах сказал:

«… не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 29 аят).

Любая причина, ведущая к лишению жизни человека – прямо или косвенно – считается запретной в шариате.

3. Защита разума.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 90 аят).

То есть алкоголь для человека запрещён по причине того, что он сковывает, одурманивает человеческий разум.

4. Защита имущества. 

В Коране говорится о том, что Всевышний Аллах запретил те взаимоотношения между людьми, которые могут нанести урон имуществу или сделать его непригодным для использования хозяевами. К примеру, ростовщичество, взятка.

5. Защита потомства. 

В одном из аятов Корана сказано о запрете совершения прелюбодеяния, поскольку это действо портит потомство, род и устои общества.

Если же говорит о частных целях шариата, то сюда относятся все те идеалы и запреты/разрешения, нашедшие отражение в конкретных шариатских постановлениях. К примеру, постановление о женитьбе узаконено в религии как инструмент продолжения человеческого рода, а также для защиты человека от совершения запретного.

В завершении своего урока декан факультета ханафитского фикха Международного исламского университета Салах Абу-аль-Хадж остановился на пользе от изучения целей шариата.

«Достоинств этого множество, но хочется остановиться на некоторых из них. Правильное понимание шариата, глубокое понимание Корана и Сунны посланника Аллаха ﷺ, это средство вынесения шариатского постановления при трудных обстоятельствах, которые не прописаны напрямую в источниках шариата, это есть облегчение людям их дел в религии и земной жизни», – подытожил спикер.

Продолжение следует…

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle