Сура Ан-Ниса: браки между родственниками, скупость и показушничество
وَاللّهُ يُرِيدُ أَن يَتُوبَ عَلَيْكُمْ وَيُرِيدُ الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الشَّهَوَاتِ أَن تَمِيلُواْ مَيْلاً عَظِيمًا (27)
«И Аллах хочет принять ваше покаяние, а следующие своим страстям хотят, чтобы вы отклонились (от истины) как можно дальше» (Ан-Ниса, 27).
Огнепоклонники считали дозволенным жениться на своих родных сестрах, а также на дочерях родных братьев и сестер. Когда же Аллах Всевышний запретил такие браки, огнепоклонники сказали мусульманам: «Вам запрещено жениться на ваших тетках, но вы считаете разрешенным жениться на их дочерях. А раз так, то считайте разрешенным и женитьбу на дочерях родных братьев и сестер». И тогда был ниспослан этот аят [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/67].
الَّذِينَ يَبْخَلُونَ وَيَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبُخْلِ وَيَكْتُمُونَ مَا آتَاهُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا (37)
«(Тех) которые скупы, призывают других к скупости и скрывают то, что Аллах дал им из Своих щедрот (как богатство или знания). И Мы приготовили для неверующих унизительное наказание» (Ан-Ниса, 37).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что Ка`б ибнуль-Ашраф, его друг Кердем ибн Зейд, а также Усама ибн Хабиб, Нафи ибн Аби Рафи, Бахри ибн Амр, Хуйай ибн Ахтаб и Рифаа ибн Зейд ибн Табут приходили к некоторым сподвижникам посланника Аллаха ﷺ из числа ансаров и давали им наставления, говоря: «Не расходуйте так свое имущество. Мы переживаем, что так вы раздадите все, что у вас есть, и станете бедными. Не давайте так много и так часто садака. Ведь неизвестно, что будет завтра». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/55].
وَالَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَلاَ بِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَن يَكُنِ الشَّيْطَانُ لَهُ قَرِينًا فَسَاء قِرِينًا (38)
«И (Аллах также не любит тех) кто расходует свое имущество напоказ людям и не верит в Аллаха и в Судный день. И если его товарищ – шайтан, то это очень плохой товарищ!» (Ан-Ниса, 38).
Было сказано, что данный аят был ниспослан в отношении лидеров Мекканских многобожников, которые за свой счет снарядили войско для сражения с мусульманами при Бадре [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/126].
Автор: Islam Today