Сокровенное знание: почему лишения – это дар

Фото: Aisylu Ahmadieva/ shutterstock.com
العارفون إذا بسطوا أخوف منهم إذا قبضوا. ولا يقف
على حدودالأدبفي البسطإلاقليل
В радости арифы более настороженны, чем в горести. Ибо в радости редко кто может соблюдать адаб.
Пояснение:
Эта редкая группа – это люди, обретшие душевный покой и достигшие духовного совершенства. Они крепкие, словно скала. Ни радость и ни горе их не могут расшатать. Они никогда не перестанут следовать адабу. А посвященные, находящиеся на пути духовного восхождения в состоянии радости часто могут выходить за рамки подобающего поведения.
«Разумный человек тот, кто держит свой нафс в узде»
البسط تأخذ النفس مه حطها بوجود الفرح والقبض لاحظللنفسفيه
В состоянии баст, находя в нем радость, нафс получает свою долю. Но в стесненном состоянии для нафса нет желанного удела.
Пояснение:
В этом заключается причина того, почему некоторые арифы в радостном состоянии не могут сохранить подобающее поведение (адаб). Иначе говоря, в состоянии баст душа из-за чрезмерной радости может переступить границы положенного. Однако в состоянии кабз властвует горесть и нет ничего такого, что понравилось бы нафсу.
ربماأعطاك فمنعكوربمامنعكفأعطاك
Очень часто, одаривая тебя, Он чего-то тебя лишает. И очень часто, чего-то лишая тебя, Он тебе что-то дарует.
Пояснение:
Великий Создатель иногда дает Своему рабу то, что ему по душе, и таким образом лишает его возможности достичь высочайшего Присутствия. А иногда Он лишает раба чего-то, что ему по нраву, и тем самым приводит к Своему Присутствию. Или же, давая рабу мирские удовольствия, Он лишает его почета в ахирате. А может лишить его мирских удовольствий, но даровать ему райские наслаждения.
В таком случае, независимо от того, даст ему Всевышний Аллах или не даст, раб не должен огорчаться и должен понимать, что Аллах желает ему добра.
Из книги «Хикам аль-Атайя»