• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Музыка: слушать или отказаться?

Время чтения: 4 мин
30540

Каждый день немало времени мы тратим в дороге. Каждый скрашивает свой путь, как может: кто-то беседует с друзьями, кто-то уходит в свои мысли, кто-то пытается выспаться. Большая часть предпочитает надеть наушники и слушать музыку. Кто-то отдает предпочтение классике, которая не просто настраивает на нужный лад, но и вдохновляет на свершения, а кто-то является поклонником той разновидности музыкального искусства, исполнители которой предпочитают не вкладывать смысл в текст своих песен или же пропагандируют аморальный образ жизни.

А что говорит о музыке ислам?! Как быть мусульманину: ограничиться нашидами, мунаджатами или можно в определенных случаях послушать и музыку современную? Все тонкости взаимоотношений ислам – музыка обсудили на юбилейном, последнем в этом сезоне дискуссионном клубе.

Ислам и музыка – одна из тех тем, по поводу которых дискуссии ведутся не один десяток лет. В обсуждении этой темы принимает участие весь свет мусульманской уммы: философы, законоведы, теоретики музыки, музыканты-практики и религиозные деятели. Тем не менее разноречивость мнений по-прежнему очень остра. Впервые интерес к этой теме у татарских богословов появился на рубеже XIX-XX веков. Это был период оживления во всех областях общественной жизни, когда татары-мусульмане под воздействием европейской культуры начинают переосмысливать свои традиционные установки.

В то время вопрос о дозволенности музыки в исламе был одним из самых злободневных. Не потерял он актуальности и в реалиях современного мира. Здесь встают две составляющих проблемы: музыка современная или религиозные песнопения. Говоря о последнем, тут все более-менее понятно: изначально нашиды, мунаджаты призваны восхвалять Всевышнего, это акт поклонения Создателю. А вот с музыкальными композициями дело обстоит несколько иначе. Как отмечали участники встречи, здесь уже все зависит от текста песни, каков ее смысл и что хотел через ее исполнение донести до слушателей автор.

- Если это будет прекрасная мелодия, которая призывает человека делать добро, то это дозволенно. К тому же в Коране нет конкретного запрета касающегося музыки.

Но, как отметил Тимур Истратий, все-таки лучше слушать нашиды. Благо, на сегодняшний день их огромное количество, исполненных на многих языках мира.

- Есть ли про музыку конкретный, открытый аят? – обратился к молодежи Камиль харат Самигуллин, муфтий, Председатель Духовного управления мусульман РТ. – Обратимся к суре «Лукман», 6 аяту, где говорится: «И из людей есть те, кто покупают пустую речь, чтобы сбить с пути Аллаха не имея на то знаний» (сура «Лукман», 6 аят). Ибн Аббас, смотря на причины ниспослания этого аята, говорил, что здесь речь идет о музыке.

Но вспомним слова имама Аль-Газали, который говорил, что если музыка напоминает о Господе, о великих чувствах, то это пища для души, это разрешено. Прежде, чем однозначно решать, музыка – харам или халяль, нужно привести конкретные доказательства. Что же касается нашидов (мунаджатов) – это зов к Господу, это дуа, обращение ко Всевышнему. Здесь может говориться и о любви к матери, о любви к Родине, он может призывать встать на путь истинный, приблизить к Всевышнему.

Что же касается полуголых артистов, которые поют ни о чем, о запретной любви, то, подытожил муфтий, это однозначно запрещено.

- Даже если мужчина будет петь красивым голосом, что потянет тебя к хараму, то это запретно. Возьмем классическую музыку. Для чего ее человек слушает? Приближает ли она его к Аллаху, приводит ли к поклонению? Или же отдаляет его от Создателя? Что человек делает в этот момент? «Лучше оставить то, в чем есть сомнения, и идти к тому, в чем сомнений нет». Если оставишь полностью слушание музыки, никто же тебе не скажет, что ты совершил смертный грех, верно?! Нет же ни у кого из вас сомнений в том, что не слушать музыку – это плохо?!

Что же делать, если тебе предстоит длительный путь. Первый вариант – слушать лекции, вагазы, красивое чтение Корана. Однако если ты хочешь поговорить со своим спутником, обсудить какие-то вопросы, то лучше избегать ситуации, когда на заднем плане звучат слова из Священной для всех мусульман Книги. Лучше все выключить и спокойно вести беседу, посоветовал муфтий РТ.

«Исламский мир должен использовать потенциал музыки для исправления нравственности, как средство воспитания духовной чистоты. Необходимо закрыть пути, ведущие молодежь в желании слушать музыку в испорченные места и компании. А это будет возможно только в том случае, если пение и слушание музыки дома, в кругу семьи, среди соотечественников, родственников и друзей не будет считаться пороком». Ризаэддин Фахретдин.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle