«Разумный человек тот, кто держит свой нафс в узде»

Фото: Deemerwha studio/ shutterstock.com
الرجاءماقارنهعمل. وإلافهوأمنية
Надежда – это стремление, сопровождаемое делами. А иначе это только пустое пожелание.
Пояснение: В одном хадис-шарифе сказано: «Разумный человек тот, кто держит свой нафс в узде и действует ради того, что будет после смерти. Бессильный же тот, кто следует за желаниями и страстями своего нафса и питает пустые надежды».
مطلبالعارفين من اتعالى الصدق في العبودية. والقيام
بحقوق الربوبية
Арифы просят у Аллаха верности в служении Ему (убудийят) и должного соблюдения ими прав Создателя (рубубийят).
Пояснение: В двадцать девятом аяте суры аз-Зумар Всевышний Аллах привел примеры язычника и сторонника единобожия и сообщил, что раб, у которого несколько спорящих друг с другом хозяев, и мужчина, у которого только один хозяин, не равны по положению. Единственный хозяин, которому принадлежит раб, конечно же, будет лучше о нем заботиться.
У арифа такая же задача – принадлежать только Господу и как положено исполнять свои обязанности по отношению к Нему.
«Он всегда с Аллахом, ради Аллаха, от Аллаха и к Аллаху»
البسط. وأخرك عنهماكيلاتكونلشئدونه.
Он обрадовал тебя, дабы не бросать горестном состоянии (кабз). Он огорчил тебя, чтобы не оставлять в радостном состоянии (баст). Потом Он вывел тебя из обоих состояний, чтобы ты не принадлежал ничему, кроме Него.
Пояснение:
Баст – это появившееся в сердце состояние радости и веселья. Кабз же – состояние горести и стесненности. Эти два состояние постоянно сменяют друг друга в сердце посвящаемого, подобно чередованию дня и ночи.
Простые люди радуются, когда у них в душе преобладает надежда, и огорчаются, когда верх берет страх. Избранные радуются, когда на сердце отражается атрибут красоты (джамаль), и огорчаются, когда отражается атрибут гнева (джаляль). А для привилегированно-избранных (ахассуль-хавас) атрибуты джамаль и джаляль одинаковы.
Поступающее в сердце божественное внушение не меняет их состояние, так как их сердца всегда с Аллахом и их рабское служение – ради Аллаха. Не ради чего-либо (например, надеясь войти в Рай или страшась Ада). Первыми и вторыми управляют состояния. Последняя же группа управляет состояниями.
Из книги «Хикам аль-Атайя»