• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Причина совершения самых ужасных преступлений на свете

Время чтения: 7 мин
9397

Какой человеческий поступок кажется вам самым плохим и безнравственным? – Наверное, все сейчас скажут про жестокость, насилие над невинными и беззащитными людьми и тому подобное. И это правильно, такие поступки не могут не вызывать наше возмущение. Но почему какой-то злодей, тиран, преступник мог долгие годы спокойно совершать свои деяния, как так получилось, что он долго оставался безнаказанным?

Этому причиной было равнодушие людей, которые его окружали. Они своим молчанием поддерживали его безнаказанность, утверждали его в мысли, что одним людям безразлично, что происходит с другими, если это их никак не касается.

Именно об этом – о человеческом равнодушии – и хотелось бы поговорить в данной статье.

Слово «равнодушие» происходит от двух слов – «ровная (то есть, спокойная, холодная) душа». Таково состояние души человека, которого ничто не может задеть, растрогать, возмутить, огорчить или обрадовать.

Рядом с ним могут унизить старого человека, женщину или ребенка, какому-то человеку станет плохо, кто-то будет просить о помощи и защите – но он спокойно пройдет мимо, какое ему дело до этого – ведь это чужой ему человек, чужие страдания ему не интересны.

Чешский журналист и антифашист Юлиус Фучик произнес очень сильные слова об этом человеческом пороке:

«Не бойтесь врагов - они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».

Сам Фучик знал, о чем писал. Он был участником движения Сопротивления во время оккупации Чехословакии нацистами, боролся с их режимом, за что попал в тюрьму и был там убит. Он говорил именно об этом – почему нацистам удалось прийти к власти  и совершать все те ужасные преступления, которые возмущают нас до сих пор – именно по причине равнодушия большинства людей.

Когда права других людей попирались, когда кого-то арестовывали, убивали, мучили, окружающие думали – «Какое мне до этого дело? Ведь главное, что это произошло не со мной, меня это не касается».

Особенно стираются, обезличиваются человеческие нужды и проблемы в суматохе большого города. Все постоянно куда-то торопятся, спешат, боятся не успеть. В метро или автобус зашел пожилой человек – видно, что он устал и хотел бы присесть, но никто из сидящих не желает уступить ему место. Каждый думает что-то вроде – «а почему я должен это делать, я сильно устал на работе, пусть мой сосед встанет». Человек поскользнулся и упал на зимней дороге, но никто не торопится подать ему руку и помочь встать – у всех дела, нам некогда, пусть другие этим занимаются.

А многие ли из нас знают имена своих соседей по лестничной площадке, по подъезду, хотя живут рядом с этими людьми годами? Мы даже редко здороваемся с ними, не говоря о том, чтобы знать их проблемы, их радости и беды. Более того, многие из нас редко помнят о своих родственниках – если те не живут рядом с нами. Даже о собственных родителях – тех людях, которым мы всем в нашей жизни обязаны – сколько современных людей вспоминает изредка, забывая позвонить им или навестить их хотя бы раз в неделю или в месяц.

Мы все время куда-то торопимся, бежим, нам всегда кажется, что мы не успеем – заработать, купить, встретиться с кем-то, поехать куда-то – а когда заболеваем, когда подступает старость, оказывается, что жизнь прошла в погоне за суетой, за пустяками, а главными вещами в жизни мы так и не успели насладиться – общением с близкими людьми, любовью к родителям, детям и супругам, совершением добрых дел. Но как часто такие вещи осознаются нами слишком поздно.

Что говорит наша религия о необходимости быть неравнодушным к чужим бедам?

Коран побуждает верующих делать добро другим людям:

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (сура «ан-Ниса», аят 36).

То есть, делать добро нужно всем людям – родственникам и не-родственникам, соседям, путникам и даже невольникам, «которыми вы владеете», - независимо от их религиозной или национальной принадлежности (ведь соседом и родственником может быть любой человек). А чтобы сделать человеку добро, необходимо внимательно присматриваться к окружающим людям – кто реально нуждается в помощи, кто попал в беду, кому необходимо доброе слово или сочувствие. Равнодушный, эгоистичный человек не делает добро еще и потому, что он полностью погружен в себя, в свои проблемы, ему некогда оглянуться по сторонам.

Пророк (мир ему и благословение) особенно побуждал верующих к заботе о тех людях, которые живут рядом с ними:

«Не уверовал тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (ат-Табарани).

Если человек считает себя по-настоящему верующим, ему не должно быть все равно, как живет человек рядом с ним – богат он или беден, сыт он или голоден.

Вообще, в исламе чрезвычайно много говорится о правах соседей – мы уже отдельно разбирали этот вопрос.

Если мы живем рядом с человеком, мы должны постоянно думать, чтобы не обеспокоить его, позаботиться о его удобствах, поздороваться с ним и узнавать о его нуждах, обмениваться с ним подарками, навещать во время болезни.

К сожалению, все эти указания люди продолжают соблюдать только в деревнях и маленьких городах, где все знают друг друга. В большом городе, в огромном многоквартирном доме мы редко когда знаем даже имена наших соседей. Каждый живет своей жизнью и не интересуется другими.

Чтобы пробудиться от этого душевного сна, понять, что испытывает другой человек, человеку иногда необходимо какое-то сильное потрясение, самому пережить какое-то горе, потерять близкого, перенести тяжелую болезнь.

Верующие люди часто спрашивают – «почему Бог меня так наказал, ведь я был приличным человеком, никому не делал зла, старался по мере сил исполнять свои религиозные обязанности?». Возможно, это верно – вы не делали никому зла, но не делали и добра, равнодушно проходили мимо чужого горя – или ленились даже оказать человеку мелкую услугу (подать руку упавшему, уступить место, помочь поднести тяжесть).

Мы уже писали о том, что в несчастьях, которые время от времени постигают каждого человека в жизни сокрыто много мудрости – в частности, переживший страдание человек становится мягким и сострадательным к чужим проблемам

Как же можно преодолеть равнодушие?

Осознайте, что вокруг вас живут не посторонние и поэтому неинтересные для вас существа, а такие же люди, как и вы – им бывает так же, как и вам, больно, тяжело, сложно, грустно. В хадисе говорится, что по-настоящему верующий человек относится к другому человеку так же, как к себе самому.

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему (в данном случае – любому человеку) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).

Как мы заботимся о своих нуждах, стараемся удовлетворить свои желания, страдаем от боли, от чужой грубости и несправедливости, оправдываем свои недостатки, так же нам следует помнить о нуждах, желаниях, обидах другого человека. Это такой же человек, ничем не хуже нас.

Если мы по-настоящему поймем это, мы не сможем равнодушно пройти мимо других людей, мы будем внимательны к их состоянию – почему наш сосед или сослуживец выглядит бледным или печальным, у него что-то случилось, он болеет, у него материальные трудности?

Проходя по улице, мы не будем всецело погружены в свои мысли, мы оглянемся по сторонам – вот женщина выходит из транспорта с коляской, вот старику тяжело нести тяжесть, вот человек уронил что-то, и ему трудно наклониться. Совершая доброе дело, мы делаем довольными не только этих людей, таким образом мы можем заслужить довольство Всевышнего – а это есть главная цель жизни любого верующего.

Анна (Муслима) Кобулова

Также по этой теме читайте:

Для расцвета зла достаточно молчания добра

"Пассивная" грешность

Социальные комментарии Cackle