• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Поскольку познал он свой нафс, стал он сведущим об Истинном"

Время чтения: 2 мин
1959

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 139. Разъяснение того, что представляет собой нафс, и как его можно постичь


[Если] кто-то стал сведущим о своем нафсе,
Раскрой глаза и посмотри на его лицо.

Поскольку познал он свой нафс, стал он сведущим об Истинном (Хак).
Хотя был он [простым] человеком, стал одним из людей [Божьих].

Отрубил он мечом голову [шайтанским] наваждениям,
Отринул от себя нафс повелевающий (нафс-и аммара).

Не дал он ходу желанию и страсти,
Также был он человеком благонравным.

Когда стал он сведущим о [нафсе] порицающем (лаввама),
Вместе с мусульманами он к этому делу устремился.

Нафс порицающий указал [ему] путь,
Дабы стал он сведущим об Аллахе.

После этого почувствовал он запах [нафса] вдохновленного (мульхама),
Пошла о нем на весь мир молва.

Когда перешел он от повелевающего [нафса] к порицающему,
Нарушил он их упорядоченность.

Воспринял вдохновение тот душою чистый,
Поистине, клянусь Аллахом и еще раз клянусь Аллахом, несомненно.

Некоторое время путешествовал он вместе с [нафсом] вдохновленным,
Стал он царем в царстве нафса и тела.

Когда [нафс] убежденный (мутма`ина) к нему привык,

К Аллаху и Мустафе (пророку Мухаммаду – прим. ред.) он лик обратил.

Познал он себя, соединился с Истинным (Хак),
Дал развод им, от них освободился.

Оставлены были им повелевающий и порицающий [нафсы],
Оставил он [нафс] вдохновленный, бесспорно.

В действительности, основа [всех] четырех одна,
У каждого [из них] отглагольное имя (исм-и фи’ли), несомненно.

Этими четырьмя, несомненно, ты являешься.

Нафс один, нет в нем двойственности.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle