"Поскольку познал он свой нафс, стал он сведущим об Истинном"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 139. Разъяснение того, что представляет собой нафс, и как его можно постичь
[Если] кто-то стал сведущим о своем нафсе,
Раскрой глаза и посмотри на его лицо.
Поскольку познал он свой нафс, стал он сведущим об Истинном (Хак).
Хотя был он [простым] человеком, стал одним из людей [Божьих].
Отрубил он мечом голову [шайтанским] наваждениям,
Отринул от себя нафс повелевающий (нафс-и аммара).
Не дал он ходу желанию и страсти,
Также был он человеком благонравным.
Когда стал он сведущим о [нафсе] порицающем (лаввама),
Вместе с мусульманами он к этому делу устремился.
Нафс порицающий указал [ему] путь,
Дабы стал он сведущим об Аллахе.
После этого почувствовал он запах [нафса] вдохновленного (мульхама),
Пошла о нем на весь мир молва.
Когда перешел он от повелевающего [нафса] к порицающему,
Нарушил он их упорядоченность.
Воспринял вдохновение тот душою чистый,
Поистине, клянусь Аллахом и еще раз клянусь Аллахом, несомненно.
Некоторое время путешествовал он вместе с [нафсом] вдохновленным,
Стал он царем в царстве нафса и тела.
Когда [нафс] убежденный (мутма`ина) к нему привык,
К Аллаху и Мустафе (пророку Мухаммаду – прим. ред.) он лик обратил.
Познал он себя, соединился с Истинным (Хак),
Дал развод им, от них освободился.
Оставлены были им повелевающий и порицающий [нафсы],
Оставил он [нафс] вдохновленный, бесспорно.
В действительности, основа [всех] четырех одна,
У каждого [из них] отглагольное имя (исм-и фи’ли), несомненно.
Этими четырьмя, несомненно, ты являешься.
Нафс один, нет в нем двойственности.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017